Люди в повести Платонова «Котлован»

Люди, изображенные в повести «Котлован», похожи на оживших роботов. Они говорят странные фразы, угловатые и механически составленные, жи

Люди, изображенные в повести «Котлован», похожи на оживших роботов. Они говорят странные фразы, угловатые и механически составленные, живой человек не сказал бы так. Свое тело они ощущают, как емкость для накопления и растраты силы, а болезнь как нарушение функций. Люди безлики, бездумны, все, что их волнует – социализм и скорейшая стройка ради будущих поколений. У них нет никаких чувств, ни радости, ни сострадания, ни интереса. Самые яркие персонажи: странник Вощев, инвалид Жачев, партийные деятели Пашкин и Активист, рабочие Сафронов и Козлов, Чаклин, инженер Прушевский и сирота Настя. Вощев – мыслитель из народной среды, задумавшийся о жизни и сраженный вопросом, он ищет смысл ее и истину, пусть не в себе, но в других. Выгнанный с завода за склонность к размышлениям, он случайно прибивается к строителям дома будущего, в котором будет жить весь пролетариат города. Герой живет непонятной, бессмысленной жизнью – собирает брошенные или уже отжившие свое вещи и предметы, дает советы незнакомым людям. Уверенные в правильности партийной линии, строители увлекают Вощева за собой на построение светлого нового общества. Новые люди вовлекают его в раскулачивание деревни, тяжелую работу, но решающим становятся появление девочки Насти, как человека будущего, ради которого терпит он все лишения и тяготы. И когда она умирает, то Вощев теряет недавно найденный смысл жизни и решает продолжить странствия и поиски. Сафронов бездумный человек – винтик, не способный к рассуждению. Он действует по директивам, пытается выслужиться и глупо гибнет от рук крестьян, приговоренных к просвещению. Козлов же физически слабый, презираемый коллективом рабочий. Устав от издевок он решает стать своеобразным инспектором по проверке партийного настроя людей. Козлов пугает людей случайно запомненными цитатами, неясными намеками и пробивается вверх по социальной лестнице. Но тоже бесславно погибает от рук кулаков. Рабочий Чаклин похож на очередную деталь от большого рабочего механизма, но у него остались чувства. Он помнит детство, удивляется сохранившемуся забору, тоскует о поцелуе давно любимой девушки. Встретив сироту, Чаклин заменяет ей мать, заботясь о ней, одевая, позволяя спать на животе и пытаясь ее вылечить, тогда как другие во время ее болезни слишком заняты размышлениями о коммунизме. Инвалид Жачев живет чувством ненависти к окружающим, которое позволяет ему бить их, обзывать, унижать. Причем себя он признает уродом империализма, потерявшим в боях с капиталом половину тела. Он считает, что приносит пользу обществу, отбирая излишки продуктов у зажиточных и мечтая истребить их всех, чтобы лучше жилось будущим поколениям. Партийные работники Пашкин и Активист, у которых даже имени нет, – разные люди. Пашкин живет ради удовольствия, он любит хорошо покушать, сладко поспать, выйти в свет. Он счастлив с разумной женой и только визиты Жачева и его попрошайничество приносит неудобство. В конце повести Жачев решает его убить. Активист же отдает всего себя ради просвещения масс, хоть и делает это нескладно. Оставляет «попа» и разрешает продавать свечки, но требует списки купивших для порицания. Знания, что он несет, бесполезны и часто бессмысленны. Активист погибает от рук рабочих, после того, как на него приходит жалоба и приказ об отстранении свыше. Инженер Прушевский, спроектировавший дом будущего, строит планы о том, как ему умереть, потому что боится жить и не видит смысла жизни. Рабочие, к которым он тянется, гонят его за несоблюдение отношение между начальством и подчиненными. Но встретив девушек колхозниц, жаждущих просвещения, он решается остаться в деревне и посвятить свою жизнь этим людям. И наконец, трагический образ Насти, жертвы стройки нового мира. Она – символ светлого будущего в глазах рабочих, для таких как она строится общепролетарский дом. Но именно общество, решившее уничтожить всех, кто хоть немного лучше или богаче, сделало ее сиротой. А потом заставило забыть о родителях, отказаться от них. Настя говорит то, что от нее хотят слышать, но в глубине души она несчастный, брошенный ребенок, который хочет прижаться к матери. Девочка погибает, так и не узнав лучшей, сытой и теплой жизни. Ее хоронят в котловане. Так мечта становится могилой для будущего. Прощается с нею только проснувшийся мишка молотобоец. Но ее смерть становится хоть и кратковременным, но толчком для окружающих.