Маргарита в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и женские образы в русской классике

В русской литературе положительные женские образы, при всем своем многообразии, имеют много общих черт. Обычно они обладают качествами,

В русской литературе положительные женские образы, при всем своем многообразии, имеют много общих черт. Обычно они обладают качествами, присущими достойным хранительницам домашнего очага: трудолюбием, скромностью, честностью, милосердием, стойкостью, самоотверженностью. Таковы, несмотря на полярность своего поведения, Соня Мармеладова и Наташа Ростова, Матрена Тимофеевна и Катерина Кабанова, Татьяна Ларина и Мария Миронова. Судьба подобных женщин в далекой от совершенства реальности трагична. Чаще всего им приходится отказываться от личного счастья и безмолвно выполнять свои обязанности. В этой система ценностей главная героиня романа «Мастер и Маргарита» занимает особенное место. Образ Маргариты по своей художественно выразительности равен самым лучшим женским персонажам XIX–XX столетий, хотя и на первый взгляд сильно отличается от них. Дело в том, что в классической русской литературе чувственная любовь замужней женщины к другому мужчине является поводом для осуждения. Лишь возвращение на путь служения своему долгу могло стать оправданием для положительной героини. Однако страстная Маргарита беззаветно влюблена в своего Мастера. Ее трепещущее сердце становится единственным источником света в затемненной реальности булгаковской Москвы. Маргарита любит и просветляется через свое безграничное чувство. В этой системе координат становятся понятны ее некоторые поступки в романе. В литературе дореволюционного периода женщина могла обрети счастье только в семье, в подчинении чувству долга. Разрушение домашнего очага приводило героиню к моральной, а иногда и физической гибели, что можно увидеть на примере Анны Карениной. Отношения Маргариты и Мастера, на первый взгляд, нарушают эту традицию. Однако при Советской власти семья перестает быть союзом любящих сердец и превращается в «ячейку общества», измученную «квартирным вопросом». А Мастера и Маргариту объединяет настоящее чувство, любовь без оглядки, только такие отношения могут помочь людям обрести истинные нравственные ценности. Человек не может постичь истину с помощью разума, но она может прийти к нему в виде откровения. Влюбленная женщина способна вдохновить мужчину на подобное прозрение. Онегин многое понял, полюбив Татьяну, Раскольников – поверив в Соню, Пьер нашел источник вдохновения в Наташе, а Мастер – в своей Маргарите. Постижение истины (Бога) возможно только через просветление, вызванное любовью. Это чувство неразрывно связано с женщиной. Красота может поистине спасти мир – через любовь, а может его и уничтожить – ее отсутствием. Образы Низы и Аннушки в романе не случайны. Женщина, не одухотворенная любовью, становится послушным орудием в руках сатаны. Однако над вдохновенной Маргаритой, верной своему Мастеру, дьявол не властен. Там, где нет истинных ценностей, балом начинает править сатана. Возмездие Воланда настигает всех, кто изменил своему естественному нравственному началу. Оно находит и Мастера за его слабость и временное отступничество (сожжение романа). И только страстная Маргарита по силе своего внутреннего возмущения превосходит Воланда. В этой схватке со скверной действительностью ее интересы совпадают с задачами сатаны. Женщина готова разрушить все, что мешает ее личному счастью. Фактически зло, творимое Воландом, начинает служить добру вопреки его воле. Булгаковская Маргарита неоднократно искушается дьяволом: чудесным кремом, волшебным полетом, королевской властью на сатанинском балу, однако она не поддается. Да, она учинила разгром в квартире Латунского, но оскорбленная женщина может позволить себе месть без ущерба для нравственности. Если, конечно понимает, когда ей необходимо остановиться. И гнев Маргариты мигом улетучивается при виде спящего беззащитного ребенка. Итак, Воланд бессилен перед природной нравственностью Маргариты. Кроме того, она становится источником беспримерного милосердия: отказывается от личного счастья, спасения Мастера, в пользу детоубийцы Фриды. С этого момента начинается изгнание дьявола из Москвы. Воланд каждому воздает по заслугам, по его вере, а Маргарита испытывает чувство сострадания к женщине, даже понимая весь ужас ее преступления. Это противоречит логике дьявола и ему ничего не остается, как выполнить просьбу Маргариты и вернуть ей любимого Мастера. Влюбленные уходят в мир Воланда, так как «света» они не заслужили. Однако он им и не нужен. Им достаточно собственного света, источником которого становится их вечная любовь. В XX веке представления о религиозной нравственности в Советской России были практически искоренены. На этом фоне роман М. Булгакова приобретает особенное значение. Так же как и Сонечка Мармеладова, Маргарита спасает мир своей невероятной любовью и милосердием. Ее трепещущее сердце становится источником нравственного света в почти затерянном мире Москвы 1930-х годов. Силой своих чувств она просветляется сама и вдохновляет своим примером других.