Мастерство писателя-сатирика

В начале XX века в русской литературе сатирические жанры переживают небывалый расцвет. Памфлеты, фельетоны, рассказы, пародии высмеиваю

В начале XX века в русской литературе сатирические жанры переживают небывалый расцвет. Памфлеты, фельетоны, рассказы, пародии высмеивают мещанство и обывательщину, примитивное сознание и бескультурье, критически изображают действительность. В 20-30-е годы небывалую популярность приобрели произведения М.М.Зощенко, А.Т.Аверченко, И.Ильфа и Е.Петрова. Но совершенно по-особому зазвучала сатира М.А.Булгакова. Он обращается к сатире как способу вскрыть язвы общества. Его смех заставляет глубоко задуматься над некоторыми абсурдными событиями того периода. В романе «Мастер и Маргарита» можно определить три сюжетные нити: философскую, религиозную и сатирическую. Писатель использует разнообразные сатирические приемы в изображении действительности: шарж, сарказм, иронию, гротеск. Новаторство М.А.Булгакова-сатирика проявляется, прежде всего, в обращении к образам нечистой силы. Со времен Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского в русской литературе не было изображений нечисти. Гоголевский черт вызывает добродушный смех, черт Ф.М.Достоевского сводит с ума Ивана Карамазова философскими рассуждениями. Булгаковский Воланд – это вершитель правосудия. Именно с помощью его свиты раскрываются пороки общества и отдельных обывателей. Писатель достаточно беспощаден в изображении образа жизни москвичей 30-х годов. Он использует хлесткие выражения в портретных характеристиках. Такие детали, как «торчащие в разные стороны волосы», физиономия, «покрытая черной щетиной», «заплывшие глаза», «грязная сорочка», рисуют образ повесы и прожигателя жизни Степы Лиходеева. В портрете Ивана Бездомного подчеркиваются «жеваные брюки», «заломленная на затылок кепка», «черные тапочки», такие подробности дают понять о беспардонности молодого человека. Его речевая характеристика усиливает это впечатление: он груб и несдержан в высказываниях («взять бы этого Канта да на Соловки», «вот, черт его возьми»). Автор высмеивает массовую шпиономанию и поголовный атеизм, всеобщую занятость населения в кружках и мещанские интересы жителей Москвы. С особым пристрастием М.А.Булгаков описывает жизнь МАССОЛИТа. Это учреждение живет своей отдельной собственной жизнью, как чудовище, оно поглощает талант и творчество. С нескрываемым сарказмом писатель живописует образ жизни писателей, входящих в состав этой организации: они рассуждают о льготах, благах, завидуют друг другу. И ни слова не произносится о творчестве, о книгах. Автор высмеивает всеобщее участие в кружках и секциях массолитовцев, вместо труда над произведениями. Какие угодно вывески на кабинетах можно было встретить в коридорах писательского дома, кроме имеющих непосредственное отношение к литературе. «Говорящие» фамилии – один из самых распространенных приемов сатиры. В романе встречаются Павианов, Богохульскитй, Двубратский, Бескудников, Бездомный, Босой, Лиходеев. Таким способом писатель изобличает низменную сущность этих личностей. Особое внимание в сатирическом плане занимает знаменитая сцена в варьете. По своей абсурдности и шутовскому накалу она напоминает итальянскую буффонаду. Именно в этой сцене сконцентрированы все социальные и человеческие пороки. Свита Воланда (Коровьев, Бегемот, Гела и Азазелло). И именно здесь М.А.Булгаков применяет многочисленные приемы сатиры. Иллюзия расширения пространства сцены помогает писателю вместить гротескное изображение магазина модных нарядов. Ирония Корофьева-Фагота в разоблачении сластолюбца Семплиярова, сарказм в отношении обезумевших от жадности горожан и горожанок – все это вызывает смех. Кульминацией разоблачений в эпизоде с черной магией стала фантастическая сцена с денежным дождем. В главе, посвященной сеансу Воланда, слышен гомерический смех писателя над нравственной нищетой людской массы. И в то же время чувствуется горечь и глубокое разочарование М.А.Булгакова по поводу нравов населения. Вызывают улыбку читателей отдельные сцены в романе. Например, замечание кондуктора трамвая Бегемоту, проделки Коровьева и Бегемота в валютном магазине и в ресторане Грибоедова. Бессмертными стали некоторые саркастичные афоризмы: осетрина второй свежести; квартирный вопрос испортил москвичей; маэстро, урежьте марш! и многие другие. Таким образом, М.А.Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» наряду с традиционными приемами сатиры использует совершенно новые формы комического. Вводя образы нечисти, автор дает читателям возможность не только посмеяться над убогостью и ограниченностью некоторых персонажей, но и увидеть всю абсурдность государственной системы 30- годов. Сатира М.А.Булгакова носит глубокий философский смысл, так как заставляет задуматься о проблеме ответственности каждого человека за свои деяния.