Мотив дороги в сюжете и композиции повести А. Платонова «Котлован»

Дорога… Она долгая, порой даже бесконечная, а нередко длиною в жизнь. О дороге писали многие: Лесков, Гоголь, Радищев, Некрасов. Тема доро

Дорога… Она долгая, порой даже бесконечная, а нередко длиною в жизнь. О дороге писали многие: Лесков, Гоголь, Радищев, Некрасов. Тема дороги – излюбленная тема русских классиков. Не исключением стал и Андрей Платонов, писатель и драматург ХХ века. В его повести «Котлован» тема дороги проходит красной лентой через весь сюжет. Главный герой повести, простой работяга Вощев, которого в день его тридцатого Дня Рождения увольняют с завода. И с этого момента начинается его путь, или, иначе, дорога к светлому будущему. «Светлым будущим» кажется дом, который и выступает основообразующим предметом композиции текста. Главный герой не раз возвращался к котловану, по каким бы дорогам его жизнь не водила, местом, куда он возвращался, было начало стройки дома. Не иначе, как говорят: «Все дороги ведут в Рим», так все жизненные дороги героев приводят к котловану и к постройке дома. Дорога для главного героя становится образом жизни, он все время куда-то двигается, куда-то идет. Но вот куда… Дорог в повести несколько, одна ведет от города к котловану, ее проходят все землекопы. Вторая от котлована к колхозу, в который направлялись рабочие для раскулачивания зажиточного люда. Следует отметить тот факт, что все герои повести практически все время перемещаются, или, другими словами, ходят по дорогам. Повесть Платонова не похожа на записки путешественника, в ней нет географических названий, и герои не имеют определенного пути следования из одного пункта в другой, а просто идут по дороге. В повести показывается два сюжета. Один повествует о постройке дома (в реальности прорыли лишь котлован) и о том, как к постройке утопического сооружения приходит Вощев. Вторая сюжетная линия повествует о девочке Насте, у которой умерла мать, и вообще она осталось одна. Скорей всего эта сиротка выступает метафорой будущего, или, вернее, тех жильцов, которые поселятся в социалистический дом. Но, к сожалению, девочка умирает, так и не увидев нового жилища. Этот эпизод очень ярко характеризует то, что не будет светлого будущего и для утопического дома. Ее дорога закончилась, но это не просто смерть сиротки, это смерть целого поколения, которое просто не дождалось своего кирпичного большого дома. Можно посмотреть на смерть ребенка и под другим углом. Девочка ушла от людей в будущее, в котором опять смыкаются все дороги в «котловане», но уже основание этого дома не служит всеобщей мечтой о безоблачном житии, а скорее становится всемирным сиротством и всемирной бездомностью. Что это значит? Согласно задумке автора, наверное то, что безоблачный социализм не построить, а также то, что должно было стать для ребенка (как и для целого поколения) домом, становится могилой. Платонов хочет показать, что насильно людей нельзя заставить быть счастливыми, ведь у каждого своя дорога, которую он выбирает лично, а не общее социалистическое безоблачное счастье. А если люди превратятся в бездомных? Ведь вспомните, гробы-то в реальной жизни заготавливались впрок, Настя в одном гробу спала, а в другом складывала игрушки. Да и земле ее предали в гробу. Не символично ли? Оставшись без дома, люди превратятся в вечных странников, которые будут блуждать по миру в поисках покоя и уюта. Да, Григорий Сковорода обходил огромное число дорог, и смерть его застала в пути. Но у него был такой смысл жизни, он ходил и дарил людям мудрость. Но у Платонова иной смысл в отсутствии жилья. Не построив дом, люди не построят будущее. Дороги Платонов показывает без временной нагрузки, они как будто протяжны, обозначаются только времена года. Благодаря этому дороги становятся метафорическими – это вечное нахождение истины и смысла жизни, а также возможность вернуться к прошлому, а вернее сказать, к истокам. Не стоит забывать, что мотив дороги в повести играет, если можно так сказать, традиционную роль. Он указывает на вектор и развитие сюжета, а также выстраивает хронологию и череду событий. Но, не смотря на стандартную функцию дороги, Платонов расширяет это понятие в своей повести. Так, это не только пространственное, но и экзистенциальное (связанное с существованием) понятие. Именно здесь припоминается работа датского философа Серена Кьеркегора под названием «Страх и трепет», в которой рассказывается как Авраам должен был убить своего сына Исаака. И идя каждый день к горе Мориа, он думал о том, как убить единственную кровинку. Гора у экзистенциального философа, как и русского писателя, выступает вечным, или же бесконечным, поиском жизни, странники всю жизнь его ищут. Находят ли? Возможно. Ведь для героев «Котлована» смысл заключался не в том, чтобы дойти (до окончания строительства дома, или до постройки социализма), а в том, чтобы просто идти. Движение – жизнь, особенно если ты идешь по экзистенциальному пути.