Нравственная проблематика

Целью творчества Николая Лескова был поиск правды жизни и создание героя, ищущего ее. На пути к ней, он встречал и описывал уродливые и ст

Целью творчества Николая Лескова был поиск правды жизни и создание героя, ищущего ее. На пути к ней, он встречал и описывал уродливые и страшные события, к которым приводит потеря правды человеком. Так в 1865 году была написана потрясающая по накалу страстей повесть «Леди Макбет Мценского уезда», поразившая меня до глубины души. Эта внешне сухая по изложения и скупая на эмоции, наполнена глубоким смыслом. Удивительно, что в ней нет описания переживаний героев, совершающих преступления, размышлений о совершенных поступках, как например у Онегина, погубившего Ленского, или мечущегося Раскольникова. Автор представляется спокойным наблюдателем, описывающим сцены прелюбодеяния и убийств, предлагая читателю самому размышлять, выносить оценки и делать выводы. Итак, на какие размышления наталкивает повесть, какие нравственные проблемы поднимает, в каких героях они воплощены? Сначала появляется Катерина Львовна, выданная замуж без любви, скучающая в браке. Здесь она сравнивается с Катериной из «Грозы». Но в ней нет ни духовности, ни мыслей. Героиня повести не ездит в гости, не ходит на службы, ни читает книг. А только «слоняет слоны из комнаты в комнату», спит да смотрит в окошко. Мужу нужен наследник, но и его дать она не может. Но в ней нет ни порочности, ни жестокости, просто скука и душевная тупость. Муж ее обычный купец, деловой, расчетливый и равнодушный к ней. Его отец такой же. Но вот появляется приказчик Сергей, и Катерина оживает. Он пробуждает в ней страсть, темную и слепую. Это не возвышающая любовь, хотя Катерина открывает звезды на небе и красоту ночного сада, но все поглощает желание быть рядом с ним любой ценой. Она не слышит его корыстных размышлений, на рассуждает над его словами и прошлым. В этой легкости и простоте с которой совершается прелюбодеяние. Заключается ее дальнейшее нравственное падение. Измена не вызвала ни одной минуты раскаяния, потребности повиниться, метаний. Верность и семейные ценности оказываются для нее пустым звуком. Когда Сергея избивает и запирает в подвал свекр, Катерина спокойно травит его и наслаждается жизнью с любимым. Так она равнодушно отрицает ценность человеческой жизни и заповеди «не убий». Самое интересное, что окружающие спокойно отнеслись к пропаже старика и приняли явную связь любовников, тем самым поощряя ее порочность. Когда возвращается муж, героиня уже составила план. Он родился из желания угодить Сергею, расстроенному их скорым расставанием и возвращением в статус приказчика. Катерина рассказывает и даже показывает любовь к Сергею и хладнокровно душит Зиновия Борисовича. А потом замывает следы. И наслаждается любовью героя. И снова полное равнодушие окружающих, только вялое удивление и расспросы видевших последний раз купца. Неожиданно приезжает старая тетка с племянником, наследником состояния купца. Катерина же в положении и тоже может претендовать на часть денег. Ее радует и устраивает эта ситуация. Но Сергей хочет большего, ему жаль делиться. Тут появляется самая страшная сцена убийства ребенка в великий праздник. Эта чистая душа читает житие ангела его Феодора, ждет бабушку с просфорою. И в этот миг решения о его убийстве первый раз шевелится ребенок Катерины, но ее ничто не может остановить, и она душит подушкой мальчика, оправдывая себя, сто он всего лишь ребенок и еще не человек. Но это убийство заканчивается врыванием толпы народа, возвращавшейся со службы и увидевшей в окне страшное преступление. Катерину и Сергея вяжут, а потом судят. Так начинаются мытарства Катерины. Рожденный ребенок брошен без всякого сожаления матери и отца, он не нужен им и не любим. Эта страшная женщина движима только слепой страстью и желанием видеть и касаться любимого. Ребенок ничего не затронул в ее сердце и душе, не перевернул ее мировоззрение. Она предстает душевным инвалидом, не вызывая никакого сочувствия. На пути на каторгу Сергей постепенно отказывается от нее, признаваясь, что никогда не любил и не нуждается в ней. Он унижает ее, забирает деньги, изменяет ей. Но решающей становится связь героя с Сонеткой, любительницей острых ощущений. Они издеваются над Катериной и даже избивают ее ночью. Не выдержав этого, Катерина бросается в море с парома, скинув с собою ненавистную соперницу. Так она забирает еще одну жизнь и совершает последний страшный грех – самоубийство. Но даже нестерпимо мучаясь от предательства и обиды, нигде не рассуждает Катерина о причинах и поступках, приведших к этому. Нет ни раскаяния, ни размышлений. Даже Сергей осуждает ее и признает ужас совершенных преступлений. Образ Катерины, поглощенной одной пагубной страстью и преступившей через все человеческие законы, убившей людей и бросившей своего ребенка, ради нее, заставляет задуматься о важности в жизни человека морально – нравственных норм. Задуматься о смысле и значимости жизни человека и роли женщины в семье, как жены и матери.