Нравственное начало в повести Стругацких «Парень из преисподней»

Поднятая братьями Стругацкими в «Трудно быть богом» нравственная дилемма нашла свое продолжение в повести «Парень из преисподней». Ист

Поднятая братьями Стругацкими в «Трудно быть богом» нравственная дилемма нашла свое продолжение в повести «Парень из преисподней». История Бойцового Кота по имени Гаг начинается вполне утопически – из охваченной войной страны он попадает на просторы Земли 22 века, где замечательный человек Корней хочет стать ему другом. Вот только не может юноша, воспитанный на совершенно других принципах, понять его доброту и идеи. Беднягу все время тянет рыть окопы и думать он может только о войне. Образ Корнея – это метафора благого намерения, которое может обернуться кровопролитием и принуждением, а может уступить место пониманию простой истины: у каждого – свой путь. В образе Гага воплощено стремление человека к привычному, пусть даже и плохому. Он не понимает, что имеет в виду Корней, когда говорит, что «есть люди, которые могут выдержать удар судьбы, а есть люди, которые ломаются. Первым рассказывают правду, вторым рассказывают сказки». Гаг сам рассказывает себе сказки – о «справедливой» войне на родной планете, о прекрасной даме, о своем командире… Однако и правда не ломает его – когда он понимает, что на родной планете действительно больше нет войны, а есть лишь тяжкая мирная жизнь, он не накладывает на себя руки, но принимается за работу, начав с помощи немощному старику. Вопрос о том, благом ли стало для Гага возвращение, остается открытым. Однако моральная дилемма разрешена и основная идея произведения понятна: несмотря ни на что, высшее благо для мыслящего существа – свобода.