«Нравственные искания русской интеллигенции в XIX веке» на примере романа «Что делать?» Н.Г. Чернышевского

В 19 веке небывалую актуальность приобрел вопрос о месте и роли русской интеллигенции, в частности дворянской, в жизни и развитии страны.

В 19 веке небывалую актуальность приобрел вопрос о месте и роли русской интеллигенции, в частности дворянской, в жизни и развитии страны. Поэтому так часто встречается образ лишнего, уставшего от жизни, сомневающемся в себе и своих возможностях интеллигента. Чернышевский предлагает новых героев интеллигентов, социалистов, патриотов и борцов за новые нравственные идеалы. Какие же идеалы предлагают они? Во-первых, это знаменитый разумный эгоизм, призывающих жить в удовольствие и себе и на пользу обществу. Теория состоит в том, что среди несчастных людей и в разваленном, обнищавшем обществе не может быть счастлив разумный человек, а значит ради себя самого надо заботиться об окружающих и улучшении жизни трудового народа. Во-вторых, становится абсолютно неприемлемым безделье трудовое и социальное. Новые люди активны и деятельны и требуют того же от других. Вера трудится и помогает желающим работать. В-третьих, провозглашаются такие ценности, как уважение к женщине и защите ее свободы, уважение другого человека и его права самоуважение и самостоятельного выбора своего пути. Лопухов уходит с пути счастья жены и лучшего друга, признавая право Веры быть с любимым, но не осуждая их. В то же время, если бы критика была необходима, то друг должен ее произнести. Ведь умение выслушивать и рефлексировать, одно из важнейших для правильного развития личности. Итак, нравственные идеалы, представленные в романе, становятся ответом на многочисленные вопросы о роли интеллигенции, как примере для всего общества.