Нравственные уроки «Божественной комедии»

Современное литературоведение рассматривает «Божественную комедию» Данте Алигьери не просто как художественное произведение, а как н

Современное литературоведение рассматривает «Божественную комедию» Данте Алигьери не просто как художественное произведение, а как настоящую энциклопедию, в которой собраны материалы о политике, философии и богословии. Но именно моральная нагрузка делает эту поэму действительно великой. В образе Вергилия, который проводит лирического героя по кругам Ада, воплощается идеал духовного наставника – он показывает своему последователю мучающихся грешников и либо позволяет ему сделать самостоятельный вывод, либо дает нравственное наставление. И автор вторит ему устами иных персонажей: Поверь – когда в нас подлых мыслей нет, Нам ничего не следует бояться. Зло ближнему – вот где источник бед. При этом Данте говорит не столько о моральном облике отдельного человека, сколько о нравственной судьбе всего человечества – и это отличает созданное им эпическое полотно от многих произведений, вдохновленных его трудом. Чтобы сделать более понятными сложные философские категории, поэт в своем произведении активно использует язык аллегорий и символов, с помощью которых эти категории воплощаются в художественных образах. Например, значительный назидательный смысл был вложен автором в образ Иуды Искариота, который соотносится в поэме с образом Брута. С помощью этих и других образов и близких человеку его времени метафор Данте формирует одну из основных идей своего произведения. Это идея справедливости, предполагающей воздаяние за поступки – хорошие или плохие: Надежда есть, — сказал я, — ожиданье Благ будущих, которыя дарит Нам благодать заслугам в воздаянье.