Образ Дарьи Пинигиной

Валентин Григорьевич Распутин является одним из талантливейших представителей писателей-деревенщиков в русской литературе второй пол

Валентин Григорьевич Распутин является одним из талантливейших представителей писателей-деревенщиков в русской литературе второй половины XX века. «Прощание с Матерой» не зря стало программным и самым известным произведение автора. Повесть раскрывает в философском, драматическом и нравственном аспектах суть народной жизни. В основе сюжета – расставание с родной землей, «малой родиной», на которой жили деды и прадеды. И этот живой кусочек земли, имеющий своего незримого Хозяина, должен исчезнуть из-за строительства ГЭС. Распутин показывает, как бездушный, новый мир постепенно вытесняет духовность, память о прошлом и уважение к своим корням. Единственные, кто помнить о своих обязательствах перед предками и не готов расстаться с родной землей – старики. И «самая старая из старух» – Дарья, становится главной героиней повести. Несмотря на свой возраст, она еще достаточно крепкая, не утратила силу рук и ног и справлялась с «немалой работой по хозяйству». В связи с образом Дарьи поднимается проблема поколений, памяти и родственных уз. В этом отношении примечателен эпизод на кладбище, когда чужаки по начальственному предписанию начали разорять могилы. И здесь отчетливо проявила себя необыкновенная сила духа, казалось бы, старой и дряхлой старухи. Не испугавшись «здоровенного, как медведь, мужика», Дарья бросилась на защиту святого места: «А ну-ка марш отседова, нечистая сила! – задыхаясь от страха и ярости, закричала Дарья». Кладбище – священное место почитания предков, разрушить его – грех и святотатство. Но новому поколению достаточно разрешения свыше, они не понимают возмущения старух, им чужда привязанность к земле и уважение к чужой памяти. Дарья воплощает в себе духовные идеалы. Именно из ее уст слышатся рассуждения о вечности, о смысле человеческой жизни, преемственности поколений, человеческой душе. Героиня прожила нелегкую жизнь, полную потерь: утрата мужа, не вернувшегося с охоты, смерть троих детей. Однако это не озлобило ее, не ввергло в отчаяние, наоборот это дало ей опыт и возможность понимать главное. А главное для человека – душа. Не зря Дарья заводит разговоры со своим внуком Андреем, но они не понимают друг друга. Героиня говорит о том, что нынешний человек скоро «надсадится». Внук, не понимая ее, отвечает: «Как это он, интересно, надсадится, если есть машины?». И тогда Дарья озвучивает одну из важнейших идей повести: «Пуп вы щас не надрываете… А что душу свою потратили – вам и дела нету». Машины и технический прогресс постепенно «высасывают» душу из человека, уничтожают прошлое, лишая моральных ценностей. Рисуя образ Дарьи, ее сына Павла, и внука Андрея, Распутин показывает, как из поколения в поколение душевно деградирует человек. И если Павел еще испытывает хоть какое-то сочувствие и жалость по потерянной Матере, то Андрею уже все равно. Покидая деревню, он даже не прошелся по местам детства и не попрощался с малой родиной. Другое отношение к Матере и к каждому домику в деревне у Дарьи. Для нее это живой, родной и полноценный мир. Вот жгут мельницу, и героиня идет проводить ее в последний путь, думая о том, сколько хорошего она сделала для всей Матеры: «Пойдем, простимся с ей. Там, поди-ка, все чужие. Каково ей середь их – никто добрым словом не помянет!». А перед тем, как «пожгли» избу самой Дарьи, героиня белит ее, прибирает, готовит к погребению как покойника. И прежде чем навсегда уйти, запирает, чтобы не осквернили ее чужаки. Дарья чувствует свою вину перед предками, что с нее спросят, как она допустила такое кощунство, а она и оправдаться не сможет. Она думает о жизни и сравнивает ее с ниточкой, на одной стороне которой завязываются узелки, а на другом – развязываются. В этом образе как нельзя лучше воплощено отношение героини к человеческому роду. Каждый связан со своими предками и должен помнить об этой связи. Создавая образ Дарьи Пинигиной, Распутин наделил его истинной народной силой и духовностью. И это невообразимое могущество характера «стоит» на связи с прошлым, на почитании предков, на благодарности родной земле. Вот те ценности, которые воспевает писатель.