Образ Лужина

Самым ненавистным в романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» для самого автора был образ Лужина Петра Петров

Самым ненавистным в романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» для самого автора был образ Лужина Петра Петровича – типичного русского буржуа западной формации, накопителя и дельца. Он привлекательный, но в «довольно красивом лице» есть что-то неприятное и отталкивающее, например, бакенбарды «в форме двух котлет». Немолодой, но своими манерами, жестами, речью пытается подчеркнуть близость к молодому поколению – неслучайно в одежде он предпочитает «юношеские тона». По поведению и способу жизни героя можно сравнить с самыми «неблагородными» животными – гиенами, воронами или шакалами, которые питаются беззащитными зверьками или трупами. В романе он представлен как претендент на руку и сердце «бесприданницы» Дуни, сестры Раскольникова, которую расчетливый и богатый жених собирается в будущем держать в страхе и покорности за «оказанную честь». Петр Петрович, «совершенно благонадежный и обеспеченный, служит на двух должностях и уже имеет свой неплохой капитал», собирается открыть адвокатскую контору в Петербурге, занимается ходатайством по судам в исках. В своей неодолимой тяге сколотить капитал герой не брезгует ничем. Лужин создает себя сам, жаждет стереть клеймо «маленького» человека и пытается стать «большим», но на этом этапе у него нет ничего, кроме внешней оболочки, которую пытается приукрасить не острым умом или талантами, а хорошей одеждой и услугами парикмахера. Как раз ум у героя коротенький, интуиция неразвитая, он боится неожиданностей или уверенных незнакомых людей. Петр Петрович вполне способен на подлость и лицемерие, любит первым узнавать сплетни и недолюбливает честных, прямолинейных людей. Сам считал себя человеком «нового поколения», надеется, что перемены в обществе и мировоззрении современников дадут ему большие возможности в продвижении по карьере. Герой обладает собственной жизненной философией, которая впечатляет своим цинизмом и осмотрительностью. Его собеседники, Разумихин и Раскольников, поняли, что Лужин с дьявольской изворотливостью перекручивает принцип всемирного блага, предлагая свою «казуистику»: «Если бы мне говорили, например, «возлюби», я так и делал, и что же с этого получалось? ...получалось то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и мы оба оставались полуголые… Наука же говорит: возлюби одного себя, тогда и дела все вовремя сделаешь, и кафтан твой останется целым». Этот принцип дает самую лучшую характеристику Лужину. У него имеются свои взгляды и на равенство. Петр Петрович старается войти в круг людей, которые успешнее и богаче его, хочет дорасти и перерасти их. Но, как только он переступает очередную ступеньку на пути к вершине, тут же забывает или презирает всех, кто еще недавно стоял вместе с ним. Из-за таких взглядов Лужин и хочет взять в жены совершенно незнакомую девушку Дуню, «честную, но познавшую бедность», ведь тогда он сможет всю жизнь унижать жену и требовать ее благодарности и послушания. Образ Петра Лужина нельзя недооценивать, он – яркий пример новой социальной прослойки в России середины 19 века. Очень жаль, что спустя десятки лет в современном обществе мировоззрения этого героя придерживаются тысячи людей.