Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне»

Странник Лука — один из самых интересных и неоднозначных героев пьесы Максима Горького «На дне». Если о прошлом других обитателей ночле

Странник Лука — один из самых интересных и неоднозначных героев пьесы Максима Горького «На дне». Если о прошлом других обитателей ночлежки читатель, так или иначе, что-то узнает, то о Луке известно лишь то, что это старик, странствующий по Руси. Горький дал своему персонажу библейское имя. Апостол Лука является автором одного из четырех Евангелий. Как и почитаемый христианами апостол, так и Лука в пьесе несут людям благую весть. Проповедуя о добре и о любви ко всякому человеку, Лука удивляет своих собеседников. Он уважает каждого, и в любом, даже в жулике, видит хорошее. Первой, кому Лука помог, стала умирающая жена Клеща Анна. Он приносит ей долгожданное утешение, рассказывая о том, что после смерти ее душа обретет покой и отправится на Небеса, а земные муки окончатся. Она же, несчастная женщина, так и не познавшая радости жизни, с искренней благодарностью и верой принимает его слова. Анна видит в Луке своего батюшку, такого же мягкого и ласкового. Интересно то, что большинство обитателей ночлежки не верят старику, посмеиваются над ним. А ведь Лука вовсе и не врет, он просто к каждому может найти свой подход, сказать то, что человек должен услышать, чтобы изменить свою жизнь. Лука пытается помочь вору Васе Пеплу, которого хозяйка Василиса пытается подговорить убить мужа. Мудрый и проницательный старичок увидел, как относится Пепел к Наташе, понял, что эти люди заслуживают быть счастливыми. Он уговаривает Васю бежать вместе с девушкой в Сибирь — край, где возможно все начать заново, по-честному. К сожалению, Пепел, желающий поступить хоть раз в жизни правильно, не сумел избежать столкновения с мужем Василисы и случайным ударом убил его. Актеру Сверчкову-Заволжскому Лука обещает исцеление от алкоголизма в замечательной лечебнице, правда, где она находится, не говорит. При этом Лука немножко хитрит, призывая Актера пока воздержаться от спиртного, взять себя в руки и научиться терпеть. И хотя Сверчков-Заволжский с радостью «хватается» за эту мысль об излечении, сила воли его подводит — он кончает жизнь самоубийством, не сумев преодолеть себя и свою болезнь. Утешает Лука и девушку легкого поведения Настю, которая мечтает о настоящей любви. Она читает бульварные романы и рассказывает обитателям ночлежки, что в ее жизни однажды случилась эта самая истинная любовь. Однако ей никто не верит, кроме Луки. Он защищает ее перед смеющимися мужчинами не только потому, что жалеет, но и следуя своему принципу: «Во что веришь, то и есть». Самое главное качество в Луке — милосердие. Он пришел к людям, которые опустились на «дно» жизни, почти утратили все лучшие человеческие качества. Но он добр к ним и каждому стремится помочь. Человек, по его мнению, должен жить для лучшего, а значит необходимо дать ему почувствовать, что это «лучшее» возможно. Нужно только самому стать чище душой, благороднее, справедливее. Не всем героям пьесы это удается. И в этом, пожалуй, заключается «обратная сторона» проповедей Луки. Давая людям надежду на новое будущее, подвигая их делать добро, жить лучше, он не думает о том, что не каждый человек способен на это. Жизнь, с ее проблемами и заботами, тяжелый «груз» прошлого давят на обитателей ночлежки. Воспрянув мыслями о возможном счастье, они сталкиваются с жестокой реальностью и не могут с ней справиться. Актер погибает, Пепла сажают в тюрьму, Наташа пропадает без вести, Настя остается той, кем была, и вряд ли ее мечты о настоящей любви сбудутся. Но Лука уже не видит всего этого. Он незаметно уходит, не дожидаясь развязки. Обитатели ночлежки по-разному относятся к Луке. Кто-то воспринимает все его слова, как непреложную истину, другие же обзывают лгуном и пройдохой. Женщины, за исключением Василисы, считают Луку добрым, все понимающим дедушкой. Сатин, хоть и защищает старика от нападок того же Барона, но скептически относится к его речам. Образ Луки, созданный Горьким, противоречив и сложен. Но именно благодаря ему, читатель задается важным вопросом: что лучше — горькая правда или ложь во спасение?