Образ Парижа в романе В. Гюго «Собор Парижской богоматери»

В. Гюго, ставший свидетелем грандиозных перемен во Франции, в романе «Собор Парижской богоматери» обратил внимание на социальные катакл

В. Гюго, ставший свидетелем грандиозных перемен во Франции, в романе «Собор Парижской богоматери» обратил внимание на социальные катаклизмы и проблемы XIX столетия. Центральной фигурой романа стал Собор, как символ культуры и истории всей французской нации. Но он же знаменует угнетение народных масс, давление феодализма и влияние предрассудков на отношение людей к тем или иным явлениям. Мастерство архитектурного исполнения Собора вызывает у В. Гюго неподдельный интерес и восхищение, которые смешиваются с негодованием, связанным с запущенностью Собора, которому уже никто не уделяет должного внимания. Страница истории, воплощённая в камне, рушится. Автор достаточно точно изображает представителей высшего общества Парижа. Корысть, зависть, ненависть друг к другу умело скрываются за маской благопристойности и добротельности. Лицемерие — главная отличительная черта высших парижских кругов. Капитан Феб де Шатопер предстаёт перед наивной и чистосердечной Эсмеральдой благородным рыцарем, тогда как на самом деле оказывается пустым и бессердечным человеком, недостатки которого скрываются за внешним лоском. Но, пожалуй, реалистичнее всего представлен образ Людовика XI, являющийся в романе выразителем буржуазного духа современной В. Гюго эпохи. Король предстаёт на страницах романа расчётливым, лицемерным и деспотичным правителем, внешняя добродетель которого контрастирует со скрываемой скупостью. Бродяги же, представители парижского «дна», концентрируют в себе возмущение, которым наполнен народ. Французская голытьба — народный гнев, Эсмеральда — его духовная чистота. Таким образом, В. Гюго в «Соборе Парижской богоматери», опираясь на современную действительность, как талантливейший художник сгущает краски на своём литературном холсте. Перед читателем предстаёт французская историческая действительность в символах и типизированных образах, которые к тому же совершенно не отдалены от реального.