Образ Петербурга в стихотворении О. Мандельштама «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

Стихотворение «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» Мандельштам написал по возвращении в Петербург после путешествия на Кавказ. К

Стихотворение «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» Мандельштам написал по возвращении в Петербург после путешествия на Кавказ. К великому сожалению поэта, тот город, в котором он провел свою юность, очень изменился. Это уже не тот прекрасный Петербург, знакомый и милый сердцу лирического героя, а серый и мрачный Ленинград. Он пытается узнать в нем, что-то родное, близкое, но его встречает декабрьский холод, город темный, как деготь, с яичным желтком вместо солнца. Отблеск фонарей в речной воде сравнивается с рыбьим жиром – чем-то масляным и неприятным, создающим впечатление затхлости и грязи. Основным центром в произведении является строчка, повествующая о нежелании героя умирать вместе с городом. Он понимает, что старый Петербург уже мертв для него, но не желает участвовать в этой гибели. Некоторые смогли приспособиться к новым жизненным реалиям, кто-то уехал, поэтому телефон молчит. Друзья героя теперь «мертвецы» – даже если и живы физически, они потеряли себя в гнетущем и зловещем Ленинграде. Лирический герой теряет образ дома, его заменяет черная лестница. 30-е годы XX столетия – время неприятия инакомыслящих, и, как следствие, - ссылки, аресты. Люди боялись каждого шороха, каждого звонка в дверь. Дверная цепочка ассоциируется в стихотворении с кандалами, а дорогие гости – с теми, кто приходит арестовывать жителей города. Произведение проникнуто сожалением о прошедших детских годах и предчувствием беды. Лирическим героем овладевает чувство страха, он предрекает и себе скорый арест и гибель.