Образ Свидригайлова

Аркадий Свидригайлов – один из главных персонажей повести психологического романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Как и Лу

Аркадий Свидригайлов – один из главных персонажей повести психологического романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Как и Лужин, он – моральный двойник Раскольникова, олицетворяющий духовную деградацию и упадок личности, к которым может привести реализация жизненной философии Родиона, его «точки зрения» на мир. Свидригайлов уже разменял пятый десяток, но выглядел гораздо моложе своего возраста. Среднего роста, широкоплечий, одевался «щегольски комфортно и смотрел осанистым барином». Лицо приятное, свежее, волосы и борода еще очень густые, а голубые глаза смотрели холодным, пристальным взглядом. Но в этом миловидном лице Раскольников спустя время нашел что-то неприятное и страшное. Он дворянин «не без связей», привыкший ставить цель и добиваться ее любыми способами. Свидригайлова окружает множество сплетен, из которых одна хуже другой. Общество обвиняет его в смерти жены Марфы, которую он якобы отравил, в истязаниях и доведении до самоубийства слуги Филипа, в избиении девочки. Опасность, исходящую от Аркадия Ивановича, чувствует Дуня – сестра Раскольникова, в которую влюблен этот дворянин. Сам о себе Свидригайлов говорит, что он человек, лишенный принципов и норм, действующий по собственной воле и «хотению». Он не скрывает свои поступки за оправдательными теориями, как Лужин: «Я не интересуюсь ничьим взглядом…поэтому, почему бы мне не быть пошляком…я человек бездеятельный и развратный». Благодаря деньгам, опыту, способностям, Свидригайлов уже имеет то, про что только может мечтать Раскольников – «абсолютную свободу» и «независимость от людей». Он уже давно смог переступить через обман, разврат, убийство. Родион мог бы позавидовать его выдержке и холодной расчетливости во время преступления, ведь Аркадий Иванович никогда не совершает глупых ошибок, не поддается сентиментальности, от которых страдает студент. Раскольников мучается в душе, собирает все моральные силы, чтобы заставить замолчать совесть. Свидригайлов уже давно не чувствовал даже намеков на терзания и чувство вины. Прошлые грехи не волнуют его, как и недавние грязные поступки, ведь он привык жить преступлениями, научился наслаждаться своими низостями. Герой уже давно «переступил» моральные границы, дошел до пропасти духовного падения. У него единственный жизненный принцип – «срывать цветки наслаждения», чтобы потом «кидать их в придорожную канаву». Свидригайлов первый замечает, что у него с Раскольниковым много общего. Отличие одно – Свидригайлов стер границы между моральностью и грехом. Тот факт, что Добро и Зло – одинаковы, вызывает панику у студента, тогда как для Аркадия Ивановича это жизненная истина. Вместе с изображением аморального образа Свидригайлова большое значение придается хорошим поступкам, которые он свершает в течение всего романа, и совершает он их больше, чем все положительные герои вместе взятые. Он обеспечил будущее своим детям, потом – сиротам Мармеладовым; хочет устроить судьбу Сонечки, вытянуть ее с «водоворота»; предлагает Родиону деньги для побега в Америку; обещает выплатить все долги Катерины Ивановны. В отношениях с Дунечкой, светлая сторона Свидригайлова тоже берет верх, ведь после жесткого отказа он больше не искал встречи с девушкой, не причинил ей зла. Его «широкая» натура наделена способностью быть мерзкой и благородной одновременно, четкая линия между добром и злом отсутствует в его душе. В некоторой мере жизненная позиция Свидригайлова объясняется в романе трагической раздвоенностью личности героя. С одной стороны, он так же, как и Раскольников, болезненно воспринимает несовершенство мира, его порядки, основанные на фальши и несправедливости. С другой, бунт Свидригайлова не имеет позитивного заряда, все добрые поступки он делает «от скуки», ведь материальная помощь нуждающимся не требует он него ни страданий, ни ущемлений в собственных желаниях. Теория «сильной личности» приводит не к самореализации, а к пустоте. Несмотря на отсутствие моральных принципов, Аркадий Иванович чувствует тошноту и отвращение к жизни. Он пытается бежать от этих чувств, рискует, убивает, сидит в тюрьме, соглашается на полет на воздушном шаре или побег в Америку. Но тяжесть лишенного смысла существования угнетает, давит на плечи, везде преследует пошлость, а вечность пугает «баней с пауками». Поэтому не удивительно, что пресытившись жизнью Свидригайлов совершил самоубийство. Абсолютная свобода, вседозволенность ведут не к раскрепощению, как надеялся Раскольников, а, наоборот, к опустошению, чувству сужения жизненного пространства. Судьба Свидригайлова – предупреждение главному герою о том, что путь, выбранный им – ложный и ведет к всемирной душевной пустоте. Негативным примером она учит той самой истине, которой придерживается Сонечка – чтобы стать по-настоящему свободным, нужно очиститься и принять Христа.