Образ Воланда и его место в художественной системе романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита

Роман «Мастер и Маргарита» - уникальное явление в мировой художественной литературе. В этом произведении причудливо переплетены элемен

Роман «Мастер и Маргарита» - уникальное явление в мировой художественной литературе. В этом произведении причудливо переплетены элементы фантастики и реализма. Все персонажи романа получились запоминающимися и яркими. Но самым загадочным из них является Воланд. Роман начинается с того, что на Патриарших прудах Иван Бездомный и Берлиоз встречаются с человеком, которому на вид около сорока лет, брюнетом с кривым ртом, разноцветными глазами (правый – черный, левый - зеленый) и черными бровями, одна из которой выше другой. Кто же этот незнакомец и почему Михаила Александровича охватывает панический ужас при встрече с ним? Ответ на этот вопрос может подсказать трость с набалдашником в форме головы пуделя и эпиграф, которым предвосхитил М.Булгаков начало повествования: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Эти строки – прямая отсылка к «Фаусту» И.В. Гете. Значит Ивану Бездомному и Берлиозу на Патриарших явился сам сатана. Смысл эпиграфа заключается в том, что силы добра и зла едины. Имя Воланд также заимствовано М. Булгаковым у Гете. В сцене Вальпургиевой ночи Мефистофель именует себя господином Воландом. В немецкой старинной традиции встречается еще одно имя героя – Фаланд. Для того чтобы читатель не сразу догадался о том, какие силы олицетворяет собой загадочный незнакомец, автор назвал его столь редким именем. Итак, дьявол объявился в Москве и захотел увидеть местных жителей в общей массе. Он дает представление в театре Варьете, однако даже не пытается претвориться иллюзионистом. Воланд сидит в стороне и наблюдает за публикой, а затем делает вывод, что люди за многовековую историю ничуть не изменились, разве что их испортил «квартирный вопрос». Описывая горожан, М.Булгаков не жалеет сатирических красок. Проделки свиты Воланда дают автору лишний раз подчеркнуть мелочность, корыстолюбие и другие пороки жителей Москвы. Некоторые исследователи отмечают, что в своем романе писатель ставит знак равенства между понятиями «грешник» и «обыватель». В столице 1930-х годов живут люди, гордо именующие себя атеистами, любящие вкусно покушать и весело провести время. Первая жертва в романе – Берлиоз – не верит ни в какие высшие силы. Однако, пообщавшись с Воландом, он уже готов написать на него донос. Творческая интеллигенция в произведении изображена крайне непривлекательно. Она погрязла в заботах о своей сытой и благополучной жизни. Именно эти деятели обрекли Мастера на безвестное и нищенское существование. Мастер, в противоположность вечно жующей братии из ресторана «Грибоедов», никогда не имел официальных корочек писателя или поэта. Однако этот герой – истинный творец, написавший великое произведение. Мастер и его возлюбленная Маргарита никак не могут приравниваться к обывателям, ведь они стремятся к добру, красоте и гармонии. Талант и вдохновение делают главного героя удивительно прозорливым. Именно он сразу понимает, кого встретил Иван Бездомный на Патриарших. А остальные так и пытаются найти этому происшествию рациональное объяснение. Образ Воланда автор наделил самыми противоречивыми чертами. Некоторые исследователи утверждают, что неспроста в романе шпага Воланда иногда «отбрасывает тень в виде креста», а сам герой временами одет в рубище. Да и все происки свиты дьявола иначе как справедливым возмездием не назовешь. Так кто же такой Воланд и каким силам он руководит? Роль этого персонажа в романе не ограничивается бесстрастным наблюдением. Он безвозвратно меняет жизнь некоторых героев произведения. Например, Иван Бездомный, сумел осознать чудовищность своих стихов и, после выхода из больницы, стал профессором философии. Ему Воланд дает шанс на перерождение. А вот атеист Берлиоз не только умирает физически, но и пропадает в небытие. Ему сатана воздает по его вере. Доносчик и предатель барон Майгель уничтожен во время бала «Ста королей», на котором собрались все преступные души преисподней. А Варенуха, после того как побывал вампиром, разучился хамить и врать по телефону. Самое главное, что сделал Воланд, находясь в Москве – это вознаградил Мастера за написанный им роман. Рукопись восстановлена, творец обрел покой, а верная Маргарита ушла за черту вечности вместе с ним. Понтий Пилат по воле Мастера получил прощение и смог поговорить с Иешуа. Свита Воланда славно повеселилась, наглядно поясняя городским обывателем, что есть добро, а что – зло. А знаменитый «Грибоедов» и МАССОЛИТ сгорели, и у людей появилась возможность создать новый храм литературы. Воланд в романе «Мастер и Маргарита» вершит правосудие. Это вовсе не Сатана, а некая высшая сила, прикрывающаяся привычной для людей маской. В системе персонажей Воланду отводится ведущая роль, ведь именно он в романе отличает добро от зла и способен научить этому других.