Образ автора в повести Пушкина «Станционный смотритель»

Через авторское отношение к своим героям, что немаловажно для понимания идейного содержания произведения, проступает и сам образ автор

Через авторское отношение к своим героям, что немаловажно для понимания идейного содержания произведения, проступает и сам образ автора, представление о котором формируется в процессе чтения созданного им творения. В «Станционном смотрителе» автор как бы замаскирован и выступает от лица некоего Ивана Петровича Белкина, сына небогатого помещика, с юных лет проявлявшего интерес к писательскому делу и оставившего после себя записи своих жизненных впечатлений, вылившихся в форму повести. С первых её страниц перед нами возникает образ рассказчика, составившего свое представление о должности станционного смотрителя как об очень нелёгкой и неблагодарной служебной обязанности. Он явно с сочувствием восклицает о том, сколько ругательств и угроз сыплется на голову смотрителя, и мы начинаем воспринимать автора как человека неравнодушного к чужим страданиям, вникающим в проблемы униженных и обиженных. Он (автор) очень наблюдателен: от его внимательного взора ничего не ускользает в скромном жилье смотрителя: ни опрятность этой обители, ни картинки на стене, иллюстрирующие притчу о блудном сыне. Именно через сюжет этих картинок просматривается будущее, уготовленное автором своему герою, трагедией для которого станет отъезд его Дуняши с поручиком. Пушкин через рассказчика по-человечески разделяет горе отца, лишившегося дочери, сочувствует ему, но не разделяет мнения Вырина на роль дочери как объекта потехи для Минина. Он не презирает ограниченного смотрителя за то, что тому неведомо понятие любви, а прощает его, понимая, что человеку, привыкшему выслушивать приказы и упреки, прожившему в унижающей бедности, трудно поверить в бескорыстные чувства.