Образ человека в поэме «Божественная комедия»

Произведение Данте Алигьери «Божественная комедия» — не только первое «высокое» литературное творчество, не только политический и лит

Произведение Данте Алигьери «Божественная комедия» — не только первое «высокое» литературное творчество, не только политический и литературный манифест, но в первую очередь Слово о человеке. Как проповедник гуманистической идеи, Данте верит в то, что главное в каждом из живущих – это не бренная оболочка, но душа и разум, которые человек должен непрестанно совершенствовать на протяжении своей жизни, в противном случае уподобится животному. И поэт протестует против такой возможности: «Вы созданы не для животной доли, но к доблести и к знанью рождены». И действительно, что, как не свобода воли отличает нас от братьев наших меньших? Так почему же человек использует эту свободу столь бездарно – на обогащение, удовлетворение тщеславия и пустое прожигание жизни? Лирический герой поэмы ищет ответ на этот вопрос на каждом из девяти кругов Ада, по которым его проводит Вергилий. С печалью он видит, сколь редко люди стараются хотя бы приблизиться к божественному идеалу: «Гордыня, зависть, алчность — вот в сердцах три жгучих искры, что вовек не дремлют». И действительно, смертных грехов так много, а человек так слаб и плотью, и душой, что слишком многим суждены адские мучения без надежды. Вместе с тем, у тех, кто не грешил, но и не совершал праведных поступков, она все же есть – в Чистилище душа такого человека должна подняться по трем ступеням, символизирующим нелегкий путь к Раю. Что же такое Рай в представлении поэта? Именно там герой произведения встречает свою возлюбленную Беатриче, что символизирует воссоединение души человека с теми, кто был ему близок, и там он может хоть краем глаза увидеть то прекрасное, что ожидает праведника после смерти. Но, поскольку он еще жив, то не может почувствовать высшую благодать в полной мере.