Образ матери — один из центральных образов в произведениях Шукшина

Невозможно без замирания сердца смотреть на сцену встречи Егора Прокудина с матерью. Это кульминационный момент, здесь происходит раск

Невозможно без замирания сердца смотреть на сцену встречи Егора Прокудина с матерью. Это кульминационный момент, здесь происходит раскаяние героя. Каются люди — перед священником. Мать же — это святое в жизни каждого человека. В произведениях Шукшина образ матери встречается очень часто. Это — и одинокая старушка из «Калины красной», и молодая эмоциональная женщина из рассказа «Сураз», и хранительница традиций и обычаев в «Племяннике главбуха». Подчас совсем небольшие, эпизодические роли, отведенные автором, позволяют раскрыть характер «шукшинских матерей» даже в нескольких строчках. Каковы бы ни были герои рассказов — глуповатые и ехидные, добряки или жестокие, — матери их никогда не показаны отрицательно. Создавая эти образы, Шукшин отталкивался от автобиографических воспоминаний, потому из рассказа в рассказ матери чем-то похожи. В нравственно-философском аспекте произведений Василия Макаровича образ матери воплощает охранительное начало, через призму ее восприятия часто раскрывается судьба и характер главного героя. Мать в рассказах — и ангел-хранитель («На кладбище»), и пророчица («Крепкий мужик», «Беспалый»), и страждущая за непутевых сыновей («В воскресенье мать-старушка…»), и укоряющая в нерадивости («В профиль и анфас»). «Они настойчивые, матери. И беспомощные», — говорит автор в рассказе «В профиль и анфас». Терпеливость и великодушие, забота и милосердие — эти черты присущи каждому материнскому образу в произведениях Шукшина.