Образ монастыря в поэме «Мцыри»

Поэма Лермонтова «Мцыри» посвящена теме борьбы за свободу, которая стала ведущей для всего творчества поэта. Главный герой произведени

Поэма Лермонтова «Мцыри» посвящена теме борьбы за свободу, которая стала ведущей для всего творчества поэта. Главный герой произведения – юноша, когда-то плененный и увезенный из родного дома. По дороге ребенок тяжело заболевает и его приходится оставить в монастыре. Это место и становится его пристанищем. Казалось бы, Мцыри должен был воспринять монастырь как новый дом, а монахов посчитать за семью, но слишком чужд ему был этот мир. Сначала мальчик проявлял нрав и гордость, но постепенно выучил язык и внешне смирился со своей судьбой. Однако с годами стены монастыря стали для Мцыри настоящей тюрьмой, клеткой, где его насильно удерживали. Побег из этого безжизненного плена юноша задумал давно: «узнать, прекрасна ли земля… для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы». Лермонтов усиливает контраст между свободой и жизнью в плену, сравнивая серость монастыря с чарующими картинами природа. На фоне кавказского пейзажа, здание, в котором провел Мцыри долгие годы, теряет всякую привлекательность. Серые, безжизненные и унылые стены не могут сравниться с природой, откликающейся на все душевные порывы юноши. Таки образом, в поэме образ монастыря становится синонимом тюрьмы, а монахи превращаются в тюремщиков. Лермонтов, стремясь изобразить томящегося в неволе узника, не пожалел серых красок для описания того, что олицетворяло плен, муку и беспросветную тоску.