Образ музы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Авторские отступления в романе «Евгений Онегин» придают ему неповторимый стиль и колорит. В некоторых из них появляется образ Музы-вдох

Авторские отступления в романе «Евгений Онегин» придают ему неповторимый стиль и колорит. В некоторых из них появляется образ Музы-вдохновительницы, которая олицетворяет душевное состояние и уровень творческой зрелости поэта. Источником первых литературных опытов автора стали детские игры и мальчишеские мечтания. Муза озарила «студенческую» келью поэта вдохновеньем, а «свет» встретил ее появление с улыбкой. Во время мятежной юности Пушкин часто проводил время на пирах вместе с товарищами. Он воспевал любовь, дружеские беседы, утехи молодости, а его муза «как вакханочка резвилась» рядом с ним. Однако вскоре судьба поэта сделала крутой поворот: его сослали на Кавказ. Одиночество творца скрадывали лишь картины роскошной южной природы. И верная Муза всегда была рядом с ним. Она сопровождала его во время конных прогулок, посещала с ним берег моря, вдохновляла на создание новых поэтических творений. Далее поэт следует в глушь «Молдавии печальной». Его верная спутница и здесь не покидает его. Вместе с ним она позабыла блеск и «шумные пиры» столицы и попрощалась с шумной юношеской романтикой. Последнее преображение Музы свершилось в российской глубинке. Утратив облик обольстительной вакханки и пленительной феи, она явилась поэту «барышней уездной, с печальной думою в очах». «Ветреная подруга» предстала перед творцом обыкновенной русской девушкой. Последний образ Музы максимально реалистичен, потому что взгляд поэта стал спокойнее, пристальнее и глубже, а его жизненный ценности изменились. И не случайно его Муза приобрела сходство с Татьяной Лариной – «милого идеала» автора. В самые сложные периоды жизни поэт никогда не был одинок, потому что везде его сопровождало творческое вдохновение. Все превращения Музы – это этапы жизни творца, вехи его духовной эволюции.