Образы жителей Матеры

Повесть «Прощание с Матерой» один из лучших образцов русской деревенской прозы. Распутин изобразил то, как постепенно технический прог

Повесть «Прощание с Матерой» один из лучших образцов русской деревенской прозы. Распутин изобразил то, как постепенно технический прогресс отвоевывает у людей их земли, память и, в итоге, души. Матера это небольшой остров-деревенька, которую решают затопить, чтобы построить электростанцию. По-разному отнеслись к этой новости жители деревни, но тяжелее всех восприняли ее старики. Необходимость покинуть родную землю разделила героев на два лагеря. В первый вошли представители нового поколения, молодежь: это Петруха, Андрей, Павел, Клавка Стригунов, «черти», разорившие кладбище, и многие другие. Они спокойно восприняли весть о переезде, не понимают ценности обжитой земли, которую пахали еще их предки. Второй лагерь состоит из старшего поколения, из тех, кто отжил свое и не желает покидать родной дом: Дарья, Настасья с мужем Егором, Богодул, Катерина, Сима. Для этих персонажей Матера – не просто участок, где они жили, нет, это родное, одушевленное место. Деревня и родная земля – связь с прошлым, сохранение вековых традиций и духовных ценностей. С такой расстановкой персонажей поднимается извечный вопрос «отцов» и «детей», проблемы смены поколений, изменения ценностей и сохранение памяти о своем прошлом. Главная героиня произведения – Дарья Пинигина. Несмотря на то, что она самая «старая из старух» в деревне, она не утратила крепости духа и ясного ума. Именно вокруг нее собираются остальные, обездоленные жители Матеры. Это и Катерина, чей дом сжег сын, и Сима с внучком, и непонятно откуда и когда пришедший в Матеру старик Богодул. Даже Настасья, уехавшая сначала с мужем Егором в город, но вернувшаяся после его смерти, идет к Дарье. Всех стариков объединяет одно желание – они хотят умереть на Матере, чтобы их похоронили там же, где лежат их родители и деды, дети и мужья. Они помнят, чтут и хранят традиции, бытующие на этой земле уже триста лет. Старшее поколение обеспокоено жизнью своих детей и внуков, которые утратили связь с корнями, не понимают духовных ценностей, забывают про свою душу и все куда-то бегут. Дарья в разговоре с Андреем, говорит, что они, новое поколение, «душу свою потратили». Старуха рассуждает о том, что человек возомнил себя царем природы, а ведь его самого пожалеть надо: «А как не жалко?... родился ребятенком и во всю жисть ребятенком же и остался… И сколько на него всякого направлено – страшно смотреть. И вот он мечется, мечется… А ишо смерть… Как он ее, христовенькой, боится!». И единственное спасение у человека – единение с другими людьми и природой. Только общим трудом и общими усилиями можно достойно прожить жизнь. Старики пытаются донести до молодежи эту мудрость, передать нравственные и народные ценности, но их не слышат и не понимают. В том, как Распутин рисует образы стариков и молодежи хорошо проявляется само отношение автора к представителям этих двух групп. Характеры стариков сложны и притягательны, вызывают почтение и уважение, в них ощущается огромная внутренняя сила. Образы же молодого поколения представлены несколько ущербно, в них нет силы и цельности, они редко становятся в центре повествования. Единственный персонаж, выделяющийся среди нового поколения – Андрей, внук Дарьи. Распутин открывает читателю его мысли и жизненные ценности. Этот персонаж не понимает, почему нужно оставаться в Матере, не видит ценности в заветах предков. Ему надо двигаться вперед, он спешит жить, его интересует будущее, а не деревня, судьба которой уже решена. Намного резче и злее изображен автором Петруха, сын Катерины, пьяница и шут. Он не думает о завтрашнем дне, ему безразлична судьба вырастившей его матери. Петруха первым в деревне сжигает свой дом вместе с вещами Катерины. Распутин лишает этого персонажа собственного имени, Никита Зотов так и остается для всех Петрухой, шутом, пропойцей и хулиганом. В финальном эпизоде повести Распутин расставляет все по местам. Новое поколение вместе с представителями официальной власти оказываются в тумане. У них нет больше ориентира, они утратили его в погоне за пустыми идеалами. Люди, возомнившие себя царями природы, оказываются этой самой природой и побеждены. Таким образом, повесть направлена на то, чтобы показать к каким катастрофическим последствиям может привести непонимание поколений и утрата связи со своим прошлым.