Образы «маленьких людей» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Тема «маленького человека» для русской литературы является одной из самых востребованных. Многие великие классики обращались к ней, от

Тема «маленького человека» для русской литературы является одной из самых востребованных. Многие великие классики обращались к ней, открывая все новые и новые грани образов подобных людей. Среди них А.С. Пушкин и его Евгений («Медный всадник») и Самсон Вырин («Станционный смотритель»), Н.В. Гоголь со своим вызывающим смех и жалость Акакием Акакиевичем («Шинель»). Достоевский в своем творчестве продолжает эту галерею «маленьких людей». Уже в раннем произведении писателя, «Униженные и оскорбленные», эти образы становятся центральными. Достоевский, обращая огромное внимание на духовное развитие человека, как под микроскопом рассматривал переживания, мысли и поступки тех, кто оказался на самом дне общества. Но наиболее ярко тема «маленького человека» раскрылась в романе «Преступление и наказание». Воистину, ни до ни после, Федор Михайлович не уделял ей столько внимания и не наделял такой огромной идейностью. Только здесь, несмотря на многообразие персонажей, эта тема затрагивает каждого из героев произведения, проявляет себя в их характерах и поступках. Разумеется, заговаривая о «маленьком человеке» на ум первым приходит Мармеладов. Ну кто же еще более соответствует этой характеристике? Действительно, этот герой есть само воплощение «маленького человека»: он живет в нищете и пьянстве, духовно сломлен и уже не способен выбраться из того кошмара, в который превратилась его жизнь. Достоевский изобразил человека, который прекрасно понимает свой долг и вину перед семьей, но он «опустил руки» и смирился с жалким существованием. Мармеладову остается только дожидаться смерти, так как на полноценную жизнь он не способен. И он находит ее под колесами телеги – сломанная, искалеченная душа доживает последние секунды в столь же поврежденном теле. Екатерина Ивановна, жена Мармеладова, - еще один пример «маленького человека». Эта исстрадавшаяся и замученная женщина постоянно пытается убежать из ужасной действительности. Она либо живет прошлым, от которого у нее остались старый платок и бесполезный диплом, либо фантазирует о том, как в будущем откроет пансион для благородных девиц. Жизнь и ее сломала, выпила силу, довела до безумия и смерти. Еще один представитель семьи Мармеладовых – Сонечка. Юная, светлая, чистая девушка, думающая только о других, образец духовности, вынуждена «пойти по желтому билету». Окружающий мир и ее пытается смешать с грязью, сломить и уничтожить. Но это хрупкое и беззащитное создание оказывается не только способным противостоять миру и обществу, но и других вывести к свету, помочь обрести истину. Да, Мармеладовых и подобных им людей, оказавшихся на жизненном дне, вполне логично причислять к разряду «маленьких людей». Но, что же на счет Лужина, Свидригайлова и им подобных? Они не лишены средств и их судьба не зависит ни от чьей милости, однако, можно ли их назвать достойными, «высокими» людьми? Разве их поступки, желания и страсти не говорят о том, что они мелочны, сластолюбивы и морально низки? Их тоже можно причислить к «маленьким» в духовном плане людям. Соня, готовая пожертвовать всем ради других, для Достоевского намного ценнее и возвышеннее Лужина или Свидригайлова, которые способны думать лишь о своих страстях. Таким образом, говоря о «маленьком человеке» в романе «Преступление и наказание» нельзя ограниваться только теми, кого свободно можно причислить к «униженным и оскорбленным». Это еще и те люди, которые выступают унижающими и оскорбляющими, те, кто наживается на чужом горе или равнодушно проходит мимо. «Маленький человек» Достоевского это либо тот, чью душу искалечили нищета и жестокость, либо погрязший в своих страстях, развращенный власть имущий человек.