Общечеловеческие ценности в пьесе «На дне»

В 1902 году увидела свет социально-философская пьеса Максима Горького «На дне». Она разительно отличается от написанных ранее произведен

В 1902 году увидела свет социально-философская пьеса Максима Горького «На дне». Она разительно отличается от написанных ранее произведений автора. В ней нет романтики его рассказов, сильных и гордых героев, справляющихся с бурями и натисками, готовых вступить в схватку с миром и судьбой. Нет, писатель изображает опустившихся людей, утративших надежду, ничего не имеющих, влачащих жалкое существование, разочаровавшихся во всем и живущих иллюзиями. На фоне грязной ночлежки, полной боли и безысходности, Горькой поднимает вопрос о таких общечеловеческих ценностях как гуманизм, любовь, равенство, свобода и человеческое достоинство. Пьеса начинается с весеннего утра, которое в символическом плане обещает обновление, начало новой жизни и предрекает некие существенные перемены в существовании героев, которые принесут благо. Те же предчувствия вызывает и приход Луки, утешающего всех и дающего надежду на лучшее. Однако все эти предчувствия и обещания оказываются ложными, обманчивыми и приводят к смерти и еще большему отчаянию. Какие общечеловеческие ценности представлены в пьесе? Начнем с гуманизма, то есть любви к ближнему. Эту идею наиболее ярко воплощает образ старца Луки. Он старается понять окружающих, отозваться на их страдания, утешить и дать надежду. Больную Анну выводит на солнце, даруя долгожданный глоток свежего воздуха и свободы. Пеплу рассказывает о новой честной жизни, которую парень может начать в Сибири, бросив воровство. Настю убеждает, что ее придуманная иллюзорная любовь настоящая. Актеру сулит избавление от пьянства в специальной лечебнице. Только Бубнов, Барон и Сатин, которые смирились со своим существованием и не питают надежд, не верят Луке, вступают с ним в споры и не поддаются уговорам старца. Но чем оборачивается гуманизм Луки? Возлюбленная Пепла, Наталья, оказывается покалеченной, сам Васька – убийцей и, в будущем, каторжником. Актер, понимая свое безысходное положение и что ему никогда не излечиться, заканчивает свою жизнь на веревке. Настя оказывается осмеянной и озлобленной. И в связи с этими событиями встает вопрос, не ложен ли этот гуманизм? Горький показывает не просто бессилие, а пагубное действие ложной надежды и пустых слов. Истинная любовь к человеку и желание помочь должны основываться на поступках – вот о чем стремился сказать писатель. Еще одна возвышенная человеческая ценность – это любовь. В пьесе она представлена в нескольких аспектах. Первый – придуманная любовь Насти, которая помогает ей не впасть в отчаяние и скрывает от реальностей окружающей жизни. Погруженная в этот иллюзорный мир, девушка утрачивает желание бороться и стремиться к чему-то лучшему. Зачем пытаться что-то изменить, если можно от этого спрятаться в собственной выдумке – вот философия Насти. Любовь здесь всего лишь ширма, за которой можно укрыться от ужасающей действительности. Другой аспект любви – это взаимоотношения Пепла, Василисы Карповны и Наташи. Василиса испытывает к Ваське страсть, ради которой она готова пойти на все, даже погубить свою сестру: «Жизни лишусь, а растерзаю…». Это чувство собственническое по своей природе вызвано эгоизмом. Героиню изнутри сжигает ревность и ненависть к сопернице, ей все равно, что чувствует Пепел, главное – что чувствует она и что нужно ей. И как только Васька встает на сторону Натальи, Василиса готова уничтожить и его: «бейте вора!». Ее любовь – всего лишь жажда обладания. В отличие от Василисы, Пепел искренне любит Наталью, он готов ради нее на все. Однако, сама Наталья, забитая и запуганная сестрой не готова ни к каким решительным действиям. Искалеченным оказывается не только тело девушки, но и душа. Что с ней стало так и остается неизвестным, она просто уходит, исчезает из жизни. Таким образом, любовь в этом мрачном, полном страдании мире не способна существовать, и приводит лишь к еще большим страданиям. Что же касается свободы и равенства, то о них нет и речи в этом социально несовершенном мире. Только деньги имеют здесь ценность. «Человек… это звучит гордо!», говорит Сатин. Но не насмешкой ли звучат эти слова в ночлежке для нищих? Горький вскрывает всю социальную несправедливость своего времени и призывает к борьбе с ней. Только изменив страну, можно изменить жизнь простых людей.