Особенности композиции романа «Идиот»

Признанный мастер эпических произведений, Федор Достоевский не выработал устойчивой формы написания романов и в каждом из них устанавл

Признанный мастер эпических произведений, Федор Достоевский не выработал устойчивой формы написания романов и в каждом из них устанавливал разное количество частей и глав. Долгие диалоги прерываются остроумными монологами о нравственных проблемах, в некоторых эпизодах ощущается присутствие самого автора и его оценка. Интерес читателя вызывает особенная композиция романа «Идиот», а именно – затянутая кульминация, которая разворачивается в предпоследней главе. Роман написан в четырех частях, каждая из которых продолжает другую. В первой части читатель знакомится с главным действующим лицом – князем Львом Николаевичем Мышкиным, приехавшим в Петербург после лечения от эпилепсии в Швейцарии. В начале второй части он на полгода выезжает в Москву за получением наследства. Любовный конфликт, возникший в конце первой части, продолжается на протяжении всех остальных и решается лишь в предпоследней главе, ставшей кульминацией. В начале третьей части читатель узнает о сложностях характера одной из главных героинь и возлюбленной князя – Аглае Епанчине. Здесь зарождается их искренняя любовь и тут же гибнет, поскольку Аглая, посчитав Настасью Филипповну, первую красавицу Петербурга, своей главной соперницей, обводит князя вокруг пальца и дает понять, что между ними ничего не может быть, кроме дружбы. Четвертая глава преподносит читателю много сюрпризов: в ней Епанчины готовятся выдать Аглаю замуж за князя, но постоянные письма Настасьи Филипповны к ней с просьбой ускорить свадьбу стали раздражительными. В конце концов, невестой становится не Аглая, как полагалось изначально, а Настасья Филипповна. Однако она убегает из-под венца к своему главному поклоннику Парфену Рогожину, который впоследствии убивает ее ударом ножа. Этот момент и является кульминацией, после которой следует скорая развязка: Рогожина отправляют в ссылку, а князь снова уезжает в Швейцарию на лечение.