Особенности композиции романа М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Роман можно отнести к социально-психологическому жанру. Противоречивый и построенный с нарушением хронологии событий, он вызвал бурю к

Роман можно отнести к социально-психологическому жанру. Противоречивый и построенный с нарушением хронологии событий, он вызвал бурю критики и неоднозначных мнений. В состав романа входит пять новел, абсолютно самостоятельных, имеющих свое название, сюжетные линии и главных героев. Автор писал их, будучи впечатленным первой кавказской ссылкой, и издавал отдельными повестями по мере появления. Новаторским подходом Лермонтова на тот момент было объединить эти части в единую композицию, нарушая временные рамки происходящих событий. Если говорить о последовательном развитии сюжета, то роман мог бы начинаться главой «Тамань», а завершиться главой «Максим Максимыч». Еще одной особенностью можно назвать кольцевое построение глав. События первой и последней частей происходят в одном и том же месте – крепости. Если рассматривать хронологию, то произведение начинается со средины жизненных событий главного героя Печорина, доходит до конца, а затем описывается самое начало до середины, с которой и начинался роман. Таким композиционным построением автор пытается донести до читателей всю глубину и одиночество души его главного героя. Мы узнаем о нем из романа двумя способами: через характеристики посторонних людей и из личных записей самого Печорина. Чем ближе по духу описывающий его персонаж самому Печорину, тем точнее он понимает всю глубину и мотивацию поступков героя. Используя непривычные композиционные решения, Лермонтов постарался раскрыть глубинную проблему поколения молодых дворян, взрослевших в период 30-х годов 19 века, через неоднозначный и философский образ Печорина.