Особенности восприятия мира ребенком в рассказе И. Бунина «Цифры»

Ребенок – это маленькая личность. Взрослым трудно себе представить, каким видит этот мир маленький человек, как он его ощущает и как к не

Ребенок – это маленькая личность. Взрослым трудно себе представить, каким видит этот мир маленький человек, как он его ощущает и как к нему относится. Можно только догадываться, что восприятие окружающего взрослым и ребенком будут основательно отличаться. Эта же проблема поднимается и в рассказе «Цифры». Мальчик Женя – это главный герой рассказа, который еще не умеет читать и не знает, как пишутся цифры. Он очень живой, непосредственный и эмоциональный ребенок. Об этом мы узнаем со слов дяди, от лица которого и ведется повествование. Дядя безмерно любит своего племянника, но считает его шаловливым. С утра и до вечера Женя буквально летает везде, как ракета, не давая покоя всему большому дому «своим криком и беготней». Иными словами, шума от этого маленького проказника в дома предостаточно, скучать не приходится никому. Но для самого Жени – это естественное поведение, ему хочется бегать и кричать, поэтому он так и делает. Несмотря на свою энергичность, маленький мальчик еще и очень любознательный. Дядя пообещал ему показать, как пишутся цифры и познакомить с ними племянника. Осознание того, что ему покажут нечто новое, подарят «книжки с картинками», «цветные карандаши» и научат «читать и рисовать» цифры привело мальчика в восторг. Уже само ожидание этого чуда доставляло ребенку радость. Он не мог терпеть или ждать, оттягивая заветный и такой желанный момент «на завтра». Детям крайне тяжело и мучительно ожидание, им сложно представить себе отрезки времени, ведь они с ними еще не знакомы. Дети доверяют взрослым, они очень наивны и простодушны. Так и Женя, верит каждому слову, которое произносят взрослые. Но дяде не хотелось заниматься с мальчиком именно в этот день, и он нашел причину отказа – «сегодня царский день», выходной. Услышав это, Женя не смог поверить в возможность отказа дяди, мальчик начал протестовать, что день «не царский». Конечно, доказывать свою правоту эмоциональный ребенок будет только криком. В понимании мальчика аргументы дяди звучали не только не убедительно, но и странно, ведь ему же дали обещание, а теперь отказывают. Он еще надеется, что дядя передумает, поэтому просит его «ну, пожалуйста!» Даже отказываясь от таких желанных вещей, как книжки, пенал и карандаши, он просит дядю хотя бы просто показать ему цифры, если уж действительно выходной и ничего купить нельзя. В спор вступает бабушка Жени, пугая его полицейским, который якобы может прийти и арестовать за то, что кто-то нарушает порядок в царский день и показывает цифры. И тут дядя лично признается, что все дело в том, что ему самому не хочется «сегодня» учить мальчика, лучше «завтра». Уговоры и просьбы Жени о занятии на дядю не действуют, он твердо решил отказать. Но ребенок не сдается, он начинает протестовать и даже требовать своего любой ценой. Для мальчика очень важно получить то, к чему он стремится всей душой. Для него эти неведомые цифры стали источником радости, неописуемого детского счастья. А взрослые эту радость ему решили перенести на потом. Но он хочет сейчас и немедленно! Взрослые остаются непреклонны, поэтому мальчик решает отомстить за свою обиду. Он знает, что дяде его поведение не понравится и делает это намеренно, защищаясь таким образом от несправедливости. Весь день Женя очень возбужден, поэтому и ведет себя соответственно, не в силах унять свои чувства: «проглотил» молоко, «вихрем понесся» в комнату, издавая «удалые крики». Он рассеянно обедает, делает все наспех и кое-как, ни на чем не может сосредоточиться. Время от времени мальчик переспрашивает дядю, чтобы убедится, покажет ли он ему цифры завтра. В душе ребенка бушует ураган, а к вечеру он не только не утихает, но и усиливается еще больше. Жене уже не под силу бороться с такими сильными эмоциями и он находит им выход – начинает шалить и капризничать. Нет, он не забыл о своей прекрасной мечте, но обида, накопившаяся за день, должна была выйти наружу. Взрослые не могли больше терпеть шалости мальчика и начали делать ему замечания: мама, бабушка, а потом и дядя. В конце концов дядя не выдерживает, хватает Женю, слегка «шлепнув» его рукой и выгоняет его из комнаты, закрыв дверь. Ребенка шокировало такое поведение, он начинает визжать и рыдать в истерике. Ему обидно до глубины души, он один, брошен всеми, изгнан и наказан. Его надежды разбиты, его маленькое сердце безмерно страдает. Он зовет на помощь, начинает ныть и кричать, давая волю слезам. Он надеется на сочувствие, но не получает его от взрослых. Взрослые «победили», заставив мальчика подчиниться. Но можно ли было избежать конфликта? Наверняка, можно было. Ребенок требует много любви, внимания и терпения, но он еще слишком мал, у него нет жизненного опыта. Он смотрит на мир широко раскрытыми глазами, радуется простым вещам, выражает открыто свои мысли. Нужно ли винить его за это? Нет, лучше попытаться его понять.