Пародия как художественный прием в "Истории одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина

Великий русский сатирик конца XIX века умел прятать насущные политические и социальные темы под маской литературных приемов. Система его

Великий русский сатирик конца XIX века умел прятать насущные политические и социальные темы под маской литературных приемов. Система его методов отображения действительности обширна, но наиболее выразительный прием – это пародия. В сказках он прослеживается через отождествление чиновников с животными. В «Истории одного города» пародия получила свое яркое выражение. Сам писатель характеризовал свое творение как «книга о современности», хотя речь идет о свершившихся событиях в вымышленном городе. «История одного города» и сейчас актуальна для современного читателя, так как при вдумчивом прочтении обнаруживается, что она способна объяснить события нашего века. Именно благодаря приему литературной пародии М.Е. Салтыкову-Щедрину удалость создать действительно обличительное произведение, бичующие пороки и власти, и народа. Автор активно пользуется пародированием с первых страниц книги. Уже вводная глава «Обращение к читателю» написана в этом ключе, так как повествование ведется от последнего летописца. Следующая за ней «Опись градоначальников» – сухой перечень властителей города Глупова, написанный в духе инвентаризационного перечисления неодушевленных предметов. Объект пародирования здесь – летописные своды Руси (например, «Повесть временных лет»), которые писателю удалось тонко обыграть, не уменьшая их литературной ценности. Для того, чтобы быть хорошим пародистом, писателю необходимо обладать чувством меры, умом и умение в совершенстве владеть словом. М.Е. Салтыкову-Щедрину присущи все эти качества, которые делают его превосходным сатириком. Для того, чтобы осмелиться пародировать канонические тексты летописей, необходимо обладать изрядной смелостью. При помощи слов-канцеляризмов в «Обращении к читателю» он вводит в структуру повествования видных деятелей литературы и истории того времени – Костомарова, Соловьева, Пыпина. Эти имена придают глуповской летописи правдоподобность. М.Е. Салтыков-Щедрин придумал названия племен, которые очень схожи с настоящими, от которых произошли русские. Рукосуи, куралесы и головотяпы напоминают нам древлян, радимичей, кривичей. Призыв князя на царствование народом также навеивает мысли о реально существовавших событиях. Глупов – перевернутый город. Это зеркало, в котором отражается история в искаженном виде. Ни один, даже самый глупый князь, не хочет владеть головотяпами, а решившийся вместо себя посылает «вора-новатора». Он строил Глупов на болоте, среди пейзажей, которые нельзя описать по причине их примитивности и уныния. Пародийная оппозиция жизни города Глупова современного социально-политическому мироустройству позволяет увидеть в кривом зеркале сатиры сторону не только юмористическую, но и серьезную. В бедах глуповцев виновата власть, которой они беспрекословно подчиняются, в то время как градоначальники-самодуры делают всё, что им захочется, не согласуюсь с мнением народа. Гротескная, якобы летописная, «История одного города» отражает и высмеивает весь политический процесс в России. Но автор не переходит границ, оставляя произведение в рамках сатирического. Кому нужно понять подтекст пародийной летописи, тот его понимает. Пародия как литературный прием в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина играет важную роль. Она служит средством опосредованного отображения действительности. «История одного горда» – самобытная книга, которую не удалось перевести на другие языки. Это говорит о том, что идею, заложенную автором, невозможно объяснить другим народам. Щедринская пародия доступна только русскому человеку.