Пейзаж в романе «Герой нашего времени»

С первых строк романа автор зачаровывает нас видами ландшафтов и кавказских гор, погружает в мир тонких описаний природных явлений. Гов

С первых строк романа автор зачаровывает нас видами ландшафтов и кавказских гор, погружает в мир тонких описаний природных явлений. Говорят, сам Лермонтов был наделен редким даром чувствовать и понимать природу. Поэтому пейзажи в романе выполняют несколько важных функций: в одних частях они фоном дополняют происходящие события, в другом месте – передают внутренние противоречия и лиричность души героев. Иногда через картины природы происходит очень точная передача состояния человека, как будто сама вселенная с помощью ветра, солнца или гор предопределяет ход его поступков и мыслей. Нельзя не отметить отношение автора к морю, как в этом романе, так и в других произведениях. Волны, водные потоки ассоциируются у Печорина с жизненным течением, которое закружит и унесет его к важным свершениям. Море околдовывает героя, манит своей неизведанностью, заставляет мечтать о том, чему в последствии так и не суждено было сбыться. Не менее мастерски передаёт Лермонтов картину жизни в горах Кавказа, тяжелые судьбы местных жителей, подчеркивая всё это величием и грациозностью горной природы. Описание времени суток, особенно ночи, хорошо отражает фатальность рассуждений Печорина. Именно ночной мрак и холодное мерцание звезд доносят до читателя всю пронзительность мыслей героя. Наоборот, в описании дня, автор старается не ограничиваться общими фразами, а использует многогранные оттенки, блеск и мерцание рек, росы, горных вершин. Пейзажные метафоры в преддверии дуэли как будто предостерегает героя, призывают оценить всю красоту и ценность самой жизни. А противоположные характеристики холодной ночи и теплоты первых лучей лишний раз напоминают о противоречивости, свойственной Печорину. В целом, лермонтовская природа – источник вдохновения и восхищения для его почитателей.