Пейзажная лирика В. Шаламова

Поэтическое наследие В.Шаламова несет не меньшую ценность, чем его проза. Его поэзия индивидуальна, неповторима, несмотря на то, что сам

Поэтическое наследие В.Шаламова несет не меньшую ценность, чем его проза. Его поэзия индивидуальна, неповторима, несмотря на то, что сам Шаламов признает неоспоримое влияние на ее формирование творчества А. Пушкина, М.Лермонтова, С.Есенина, Б.Пастернака. Пейзажная лирика Шаламова построена на идее о взаимосвязи и противоречивых понятий: вечности природы и быстротечности человеческой жизни. Поэтому он пытается объяснить психологические процессы, происходящие в душе человека, с помощью приема олицетворения и метафоры: «застенчивый дымок», «раскрасневшаяся осень», «лето ждать не хочет». Поэт передает свое поэтическое ощущение и жизненное восприятие, придавая философский смысл описанию природных явлений. Для этого он часто использует подобные слова и словосочетания: «сумрачны и молчаливы», «бедных чувств ограниченье», «тревожит», «падаешь, грустя». Шаламов утверждает, что пейзажная лирика – это «разговор с людьми о людском». Необходимость общения с природой – неотъемлемая потребность человека, даже в условиях ограниченных возможностей. В своих стихотворениях поэт отождествляет человека и природу и через описание природных явлений передает степень отчаяния человека. Семена лиственницы не могут пробиться сквозь толщу снежного покрова («Ветер по насту метет семена…»). Во время весенних работ нельзя пахать глубоко, чтобы не задеть кости захороненных заключенных («Говорят, мы мелко пашем…»). И душа человека, и вся природа скованы вечной мерзлотой («В природы грубом красноречье…»). Любимое время года всех поэтов – весну – Шаламов тоже воспринимает с точки зрения узника колымского лагеря. В стихотворении «Всё молчит – зверье и птицы…» лагерная весна отражает его состояние: «… словно вышла из больницы …». Антропоморфизм, положенный в основу лирики Шаламова, позволяет более полно выразить переживания человека путем описания природных явлений.