Поэтический язык Пушкина в романе "Евгений Онегин"

Роман в стихах «Евгений Онегин» последовательно отрицает все известные и общепризнанные каноны жанра. Дерзкий отказ Пушкина от прозаич

Роман в стихах «Евгений Онегин» последовательно отрицает все известные и общепризнанные каноны жанра. Дерзкий отказ Пушкина от прозаической речи ознаменовался созданием особой манеры поэтического повествования. Новый стиль потребовал от автора долгой и упорной работы, зато язык произведения до сих пор поражает читателя своим уникальным звучанием и ритмом. Именно неподражаемая форма повествования романа придает каждой его строчке неповторимую убедительность и яркость. Знаменитый эффект непринужденного общения с читателем создается поэтом за счет использования излюбленного размера – четырехстопного ямба. Кроме того, для этого произведения автор создал особенную «онегинскую» строфу, включающую в себя 14 стихов. Стремясь к тому, чтобы каждая строфа стала небольшим, законченным по смыслу стихотворением, Пушкин использует разные комбинации рифм: опоясывающую, смежную и перекрестную. Этот прием обеспечил большую объемность отрывку романа, однако не приводил к его логической завершенности. Тогда поэт придумал ввести в заключение строфы двустишье, которое резюмировало все вышесказанные замечания. Например, в описании мятежной юности Евгения, автор сначала перечисляет все его видимые достоинства: умение изъясняться по-французски, изящно танцевать мазурку, модно одеваться и непринужденно кланяться, а в самом конце строфы делает вывод: «Чего ж вам больше? Свет решил, / Что он умен и очень мил». В итоге Пушкин сумел добиться того, что каждая строфа в произведении, будучи частью единого целого, все же представляет собой завершенную художественную единицу. Стихотворное повествование придает всем событиям, изложенным в романе, особую поэтичность и музыкальность. Оно подчеркивает ведущую роль рассказчика в сюжете произведения, его живое участие в жизни героев и волнение за их судьбу.