Правда Сони против «правды» Раскольникова

Идея Раскольникова, главного героя романа «Преступление и наказание», рождается под давлением обстоятельств. Родион живет в недрах Пет

Идея Раскольникова, главного героя романа «Преступление и наказание», рождается под давлением обстоятельств. Родион живет в недрах Петербурга, на социальном дне, в жалкой комнате, которую он сравнивал с гробом и тюрьмой. Сама суть идеи состоит в следующем: все люди делятся на «гениев», созданных управлять «рабами», причем первые наделены абсолютной свободой в словах и поступках, а вторые – только материал для их экспериментов. Теорию Раскольников проверяет путем сравнения с позициями других персонажей, с которыми вступает в полилог. Герой может пойти дорогой Добра. Туда его зовет Соня Мармеладова, чье самопожертвование есть полным отрицанием действий, взглядов и способа жизни Родиона. Свое предназначение девушка видит в том, чтобы служить близким – больной чахоткой мачехе Катерине Ивановне и ее детям. Семья Сони символизирует всю совокупность человеческих страданий и бед. Особенно запоминающийся отец Мармеладов – один из самых ярких образов неудачников в мировой литературе. Жалкий алкоголик, дегенерат и трус, он показывает, насколько сильно может опуститься личность, как может приспособиться к любым унижениям, к самоуничтожению. Наконец, герою даже нравится его положение: «Пью, ибо сугубо страдать хочу!» Однако в характере или бесхарактерности Мармеладова есть евангельская глубина, он – типичный «убогий духом», потому что искренне раскаивается, просит у Бога прощения и заслуживает спасение. Беды и унижения отца и его семьи не озлобили Сонину душу, не сделали черствой. Девушка научилась симпатизировать людям, особенно тем, кто уже давно потерял веру и уважение к себе. Поэтому у нее нет и не может быть ни амбиций, ни гордыни, ни пренебрежительности к окружающим, ни сосредоточенности на собственной персоне. Поступками Раскольникова часто движут именно эти качества. Красноречива его реакция на семью Мармеладовых: он хочет поддерживать их, потому что имеет чувствительное сердце, но в то же время считает семью Сони только лишним подтверждением правильности его выводов о том, что добро действительно бессильно, а страдания – смешны. Для Сони это, наоборот, большой моральный урок. Родион и Соня – личности с разной жизненной философией. Они оба преступники, но природа и мотивы преступлений разные. Раскольников впечатляет эгоизмом и жестокостью, ведь двойное убийство он совершает для самого себя. Герой хочет убедиться, что принадлежит к «гениям», которые имеют полное право распоряжаться судьбами и жизнями людей «второго сорта». Мармеладова решается идти на панель, чтобы заработать на пропитание детей своей мачехи и отца-алкоголика. Родион действует как палач, Соня – заложница собственного решения стать «ночной бабочкой». Он упрямо пытается успокоить свою совесть тем, что поступок совершился во благо человечеству, которое получило нового гения и считает свои терзания проявлением малодушия. Она стесняется своего ремесла, искренне признает свою греховность, просит помилования и очищается молитвами. Преступление, сделанное студентом, приводит к его полной изоляции от внешнего мира. Девушка, наоборот, тянется к людям и убеждает Раскольникова полюбить их. В нем доминируют рационализм, индивидуализм, гордыня, зависть, в ней – чистота и непорочность духа, доброта и безграничная любовь к миру. «Правда» Родиона – ничто другое, как софистическое обоснование вседозволенности наталкивается на правду Сони. Сцена чтения Библии о воскресении Лазаря – ключевая в романе. Это –- проекция будущего обоих героев, а еще вера в очищение грешной души. В образе Раскольникова угадываются черты Лазаря, его теория приравнивается к болезни библейского персонажа. Четыре дня, проведенные Лазарем в гробу, соответствуют четырем дням лихорадки Родиона в своей комнате-гробу. Кроме Сони, образцом самопожертвования также является сестра главного героя, Дуня, чье решение выйти замуж за нелюбимого человека ничем не отличается от решения Сони продавать себя. Вокруг Раскольникова немало положительных примеров, чтобы увидеть, каково правильное решение. Оно – в принятии Евангелия. Только на каторге, после болезни, после снов о моровой язве, герой начинает понимать правду Сони, ее путь дорогой Добра, правда, только разумом. Автор уверен, что Родиону удастся пройти его с помощью Сонечки, очиститься от гордыни и начать новую жизнь.