Предчувствие гибели русской культуры в стихотворении Мандельштама «Ласточка»

Осип Мандельштам, как и любой другой литературный гений, относился к родному слову чрезвычайно трепетно и бережно. Он осознавал, что с пр

Осип Мандельштам, как и любой другой литературный гений, относился к родному слову чрезвычайно трепетно и бережно. Он осознавал, что с приходом новой власти русская культура, как и русское слово могут в лучшем случае видоизмениться, в худшем – погибнуть. В стихотворении «Ласточка» поэт сравнивает слово с этой маленькой и шустрой птичкой. Если не успеть его произнести, то слово то же час вернется в «чертог теней». Не зря поэт делает отсылки и к древнегреческим мифам, ведь именно они дали начало античной литературе. Мандельштам боится потерять саму суть творчества, слово, с которого оно начинается. Его зрячие пальцы – не что иное, как пальцы, держащие ручку, пишущие новые строки. Он предчувствует и страшится плача Аонид – муз искусства, которые будут страдать без дела, потому что не смогут найти своего достойного глашатая, несущего свет культуры в мир людей. Наступает затишье, в котором ничего не слышно: ни криков птиц, ни шума реки, не стрекота кузнечиков. Слово – мертво. Но разве может поэт смириться с этим? Нет, он пытается вдохнуть в него жизненные силы, возродить. Наделяя слово новыми образами, играя им, очеловечивая его. К великому сожалению, автор в конце стихотворения действительно забывает то, что он хотел сказать, он теряет слово. Это значит, что русская литература и русский язык под невероятным давлением становятся ущербными, немыми, перестают существовать в своем первозданном виде.