Природа в лирике Ф. И. Тютчева

Тютчева можно назвать последним русским романтиком, который создавал свои произведения в эпоху господства реализма. И картины изобра

Тютчева можно назвать последним русским романтиком, который создавал свои произведения в эпоху господства реализма. И картины изображения природы у него полностью соответствуют традициям романтизма: все они связаны с размышлениями поэта о жизни и смерти, о смысле жизни, о человеке и мироздании. Изображения природы получают философский смысл. Неслучайно поэт часто обращается к промежуточным периодам жизни природы. В стихотворении «Есть в осени первоначальной…» осенний день напоминает о минувшем лете, а в стихотворении «Еще земли печален вид,/А воздух уж весною дышит…» явственно показано то, как природа пробуждается от зимы и переходит в весну. Все эти состояния природы перекликаются с состоянием человека, который стремится к переменам, но прошлое, былое всегда имеет на него влияние. Природа у Тютчева вообще близка и родственна внутреннему состоянию человека. Она тоже радуется и грустит, мыслит и дышит. Зима «злится» «бесится»; лес «грустит»; с неба глядят «чуткие звезды»; воды «бегут и будят сонный берег». Используя эти олицетворения и метафоры, поэт отождествляет природу и человека. Как и человек, природа в его стихотворениях находится под влиянием противоборствующих сил, она постоянно в движении. Как у человека постоянно происходит смена настроения, так и в природе бесконечная смена времен года, времени суток, в ней много чувств, красок, звуков – «блеск и движение, грохот и гром». Тютчевские метафоры действительно неожиданны – «изнемогло движенье», радуга «в высоте изнемогла», «тусклое» сияние ночного моря… В изображение природы Тютчев заложил философский смысл, поэтому его пейзажную лирику можно также назвать пейзажно-философской.