Проблема человека и власти в повести А. Солженицына "Один день Ивана Денисовича".

Проблема человека и власти в Советской России занимала умы самых выдающихся деятелей науки и искусства. В русской литературе XX века эту

Проблема человека и власти в Советской России занимала умы самых выдающихся деятелей науки и искусства. В русской литературе XX века эту тему подробно исследовали Анатолий Рыбаков и Михаил Булгаков, Александр Платонов и Михаил Шолохов, Владимир Дудинцев и Александр Солженицын. Проблема преступления власти против личности становится особенно актуальной в эпоху сталинского режима, стремившегося перечеркнуть в людях любое проявление индивидуальности и сделать их безликими деталями в огромном механизме тоталитарной системы. Публикация повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» в журнале «Новый мир» в 1962 году поразила всех своей глубиной и достоверностью. Автор получил сотни писем от бывших заключенных, в которых они описывали свою непростую жизнь в лагере. Эти люди и представить себе не могли, что однажды на страницах советского журнала прочитают правдивый рассказ о собственной судьбе. В повести проблема противостояния человека и всесильной власти в тоталитарном государстве поставлена очень остро. «Лагерная» тема раскрыта в произведении весьма своеобразно – от лица человека, побывавшего на каторге. День за днем он совершает незаметный подвиг – несмотря на все препятствия и опасности не теряет самообладания и остается самим собой. Благодаря художественному мастерству А. Солженицына повесть кажется документальной. Недаром А. Твардовский назвал ее «документом искусства». Шухов Иван Денисович – один из многих заключенных, сосланных в лагерь безвинно. Герой с иронией вспоминает, что следователь долго не мог придумать задание, с которым боец вернулся из фашистского плена. Но логика Советской власти была примитивна и неумолима: очутился у врага - значит совершил предательство; сумел вернуться - значит будешь шпионить. Самое страшное в повести «Один день Ивана Денисовича» заключается в том, что судьба главного героя – это типичная история представителя своего поколения. Суровые тяготы и лишения, бесчеловечные условия жизни и непосильный труд присуждались честным людям только потому, что так было угодно сталинскому режиму, для которого отдельная личность не представляла никакой ценности. Иван Денисович родился в деревне, привык к тяжелому труду и лишениям, поэтому стойко переносит все испытания, которые преподнесла ему судьба. Он сумел приспособиться к жизни на каторге, притерпеться к постоянному унижению, но все равно мысленно противопоставляет себя всемогущим представителям власти. Шухов не пытается протестовать и даже не верит в грядущее возвращение из лагеря, но сохраняет при этом нравственную чистоту и порядочность. Он удивительно тепло относится к людям. С нежность, как о собственном сыне, думает о Гопчике, нисколько не завидует «богатому» Цезарю Марковичу, дружит с латышом Кильдигсом и глухим Сенькой Клевшиным, уважает Тюрина. Для него бригада – одна семья, в которой каждый в нужный момент протянет руку помощи, а иначе просто не выжить! Каким контрастом на этом фоне звучат слова надзирателя о том, что заключенные ничего не умеют и не хотят делать и не стоят даже той скудной пищи, которую им предлагают. Жестокость представителей власти обличает в них людей испорченных и бездушных. Они настолько похожи в своей безликой свирепости, что автор часто не дает им даже имен. Зато награждает весьма красноречивыми эпитетами и сравнениями. Один надзиратель «иначе, как волк не смотрит», другие «только и высматривай, чтоб на горло тебе не кинулись». Главный герой то и дело сравнивает охранников то с бешеными собаками, то с дикими зверями. Тогда как о Гопчике он говорит «теленок ласковый», Буйновского ровняет с «мерином добрым», зэков – с беззащитным стадом, которое считают по головам. Это противопоставление «волков» и «овец» легко отождествляется с представителями власти и подчиненными им бесправными заключенными. Насилие над личностью в лагере происходит ежедневно, ежечасно, оно калечит и ломает даже самых сильных людей. В этом смысле показательна история кавторанга Буйновского. Его попытка противостоять произволу власти закончилась весьма печально – настоящего боевого офицера, свято верящего в светлые идеалы коммунизма, оправляют в карцер на десять дней. Из этого испытания здоровым он уже не вернется. Шухову по-человечески жаль его, но ничем помочь он не может. В своем произведении Солженицын рассказывает о том, насколько равнодушен тоталитарный режим к нуждам мыслящего человека. Власти нужны бездумные марионетки, готовые подчиниться по первому требованию. Для нее не существует нравственных законов, только предписания и регламенты. Даже время подвластно вездесущим декретам: полдень легко передвигается на час, чтобы максимально эффективно использовать светлое время суток. И в этой мрачной картине люди вроде Ивана Денисовича вызывают неподдельное уважение. О бесчеловечной власти, стремящейся во всем подчинить себе личность, повествует в своей повести А. Солженицын. Его рассказ оказался близок и понятен тысячам безвинно пострадавшим в эпоху сталинского режима людей.