Проблема нравственного выбора в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Каждый человек несет ответственность за свои поступки и мысли. Одна из вечных проблем человечества – проблема выбора между добром и зло

Каждый человек несет ответственность за свои поступки и мысли. Одна из вечных проблем человечества – проблема выбора между добром и злом, правдой и ложью. Именно об этом рассуждает М.А.Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». В произведении сталкиваются силы света и тьмы. Писатель каждого героя подводит к той черте, где ему предстоит сделать выбор, принять верное решение. И каким будет этот выбор – нравственным или аморальным – зависит от самого человека. И религиозные заповеди, и светские нормы морали не призывают людей совершать неблаговидные поступки. Нарушая правила, они сами наказывают себя и каждому воздается по заслугам. М.А.Булгаков волей Воланда и его свиты наказывает тех людей, кто отступал от черты дозволенности. Обитатели преисподней вершат правосудие в романе не по законам добра. Так писатель подчеркивает неизбежность и неотвратимость наказания и отсутствие справедливости в тоталитарном и порочном обществе. Получают возмездие за махинации буфетчик Соков, Поплавский, за аморальное поведение – Степа Лиходеев, за бюрократизм – Прохор Петрович, за взяточничество – Никанор Босой, за доносы ? Варенуха и еще очень много москвичей за алчность, хамство, обман. Тот факт, что в конце романа многие из этих людей вернулись к прежней жизни, говорит о том, что пороки и недостатки людей и общества – вечные категории, и никакие силы не властны над ними. Наиболее интересными образами, получившими наказание от Воланда, являются Иван Бездомный, Берлиоз, Понтий Пилат и Мастер с Маргаритой. С Иваном Бездомным читатели знакомятся в самом начале произведения. Это был молодой человек, поддавшийся пропагандистскому влиянию Берлиоза. На протяжении романа он проходит обряд очищения от навязчивых догм председателя МАССОЛИТа и становится профессором истории Иваном Николаевичем Поныревым. Это единственный из всех персонажей, переродившихся духовно и оставшихся в мире света. Иван не становится мастером, так как ему не дано высшее прозрение. Но отречение от заказных стихов, обретение имени, обращение к истории, к корням жизненных явлений есть свидетельство сделанного им важного нравственного выбора. У читателей может возникнуть недоумение по поводу жестокого наказания Михаила Александровича Берлиоза: из его черепа была сделана чаша для вина. М.А.Булгаков возлагает всю ответственность на Берлиоза за нравственное убожество массолитовцев. Это благодаря его лживой пропаганде и системе ценностей губятся талант и способность свободно мыслить и рассуждать. Автор романа подчеркивает, что демагогия и агитационная пропаганда страшнее других грехов: они разрушают нравственные ценности, разлагают молодое поколение. Берлиоз был достаточно умным и образованным человеком, чтобы не понимать пагубности своего влияния и не задумываться о будущем этого порочного общества. Поэтому его выбор – это сознательный поступок, за который он получает такое наказание, причем писатель не дает Берлиозу возможности оправдаться или что-либо изменить. Понтий Пилат наказан вечным раскаянием и бессонницей за трусость и боязнь потерять власть. Пилат был наделен званием и должностью прокуратура, выносящего приговоры и окончательные решения. Это был его служебной обязанностью, за которые он сполна расплатился душевными муками. В конце романа М.А.Булгаков в лице мастера освобождает его от страданий. Мастер и его возлюбленная наказаны смертью на земле за не совсем праведную жизнь (оба совершили грех прелюбодеяния и проявляли малодушие). По мнению М.А.Булгакова, их преступления не так страшны, как действия Берлиоза, и они достаточно настрадались от людей, поэтому им дарован покой. Таким образом, окончательный жизненный и нравственный выбор писатель оставляет за человеком. Бездомный выбирает себе интересную профессию, Мастер освобождает Пилата, Маргарита – Фриду. Пилат и Фрида освобождены, потому что искупили свою вину страданием и раскаянием. Делая свой нравственный выбор, каждый человек определяет для себя степень порядочности. С проблемой выбора человек сталкивается на протяжении всей жизни. Даже совершив ошибку, всегда можно заглянуть в себя, переосмыслить свою жизнь и выбрать между добром или злом, верностью или предательством, истиной или ложью.