Проблема творчества и судьбы художника

? Вы – писатель? ? с интересом спросил поэт. ? Я – мастер… Творческий путь М.А.Булгакова был чрезвычайно трудным. Писатель в полной мере о

? Вы – писатель? ? с интересом спросил поэт. ? Я – мастер… Творческий путь М.А.Булгакова был чрезвычайно трудным. Писатель в полной мере ощутил на себе давление советской цензуры, травлю в печати, одиночество. Лейтмотивом его произведений является тема творчества и таланта в среде, где общечеловеческие ценности перевернуты с ног на голову. В романе «Мастер и Маргарита» противопоставлены истинное творчество и искусство официальному литературному обществу Москвы. М.А.Булгаков пытается решить проблему творчества и писательского долга в своем произведении. Главного героя он именует Мастер, подчеркивая, что понятие «писатель» скомпрометировано членами общества МАССОЛИТ. Конфликт между истинным и ложным творчеством, между Мастером и писательской братией – один из основных конфликтов романа. Описывая образ жизни массолитовцев и Мастера, М.А.Булгаков прибегает к приему контраста. Так, изображая скромное жилище Мастера, писатель подчеркивает образованность своего героя и его стремление к знаниям такой деталью, как книги: «..а в первой комнате ? … книги, книги…». Противоположная обстановка в доме была у критика Латунского: в его квартире шикарная мебель, предметы роскоши, его личные фотографии, но книг не было совсем. Мастер показан в работе над романом, он интересуется историей, изучает различные документы. Основа его жизни – творчество и следование своему нравственному выбору. Все обладатели членских билетов, «пахнущих дорогой кожей», рассуждают только о еде, напитках и развлечениях. Их интересуют сплетни и возможность получить квартиру и дачу. М.А.Булгаков с горечью отмечает, что все эти бескудниковы, рюхины, кванты, штурманы Жоржи имеют возможность издавать свои бездарные произведения и рассуждать о привилегиях в литературных кругах. А Мастер был одинок, после попытки опубликовать свой роман он подвергся дикой и неуемной травле людей, служащих не искусству, а идеям тоталитарного режима. Мастер с помощью Маргариты пытается противостоять этой порочной системе, отстоять свою точку зрения и право на свободу творчества, но проигрывает в этой схватке. Слишком неравными были силы. В условиях тирании булгаковский герой падает духом, сдается перед напором всепоглощающей лжи и сжигает свой роман. МАССОЛИТ, по мнению М.А.Булгакова, губит истинный талант. Руководит этим обществом Михаил Александрович Берлиоз, единственный из всех массолитовцев получивший страшное возмездие – смерть. Автор «Мастера и Маргариты» уверен, что, именно на Берлиозе лежит ответственность и вина за загубленные молодые таланты и распространение догм, за то, что отучал молодежь мыслить самостоятельно и свободно. Своеобразной квинтэссенцией изображения всех пороков писательского общества является сцена совещания «писателей» и ужина в ресторане с символичным названием «Дом Грибоедова». Эти люди напоминают сборище покойников на балу у Воланда: ведь души их давно мертвы, им чужды сострадание, честность, стремление к творчеству. Автор романа с ужасом понимает всю несправедливость отношения общества к искусству и талантам, бессилие одной личности перед толпой негодяев. Дом Грибоедова предан огню, но мы понимаем, что на его месте будет построен другой, что эти люди не изменят своего мировоззрения. Чтобы считаться писателем, необязательно состоять в МАССОЛИТе и обладать членским билетом, который открывает путь к привилегиям, но не к литературе. «Вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет», ? замечает М.А.Булгаков. В конце произведения истинное творчество и внутренняя свобода мастера получают вознаграждение: его роман о Понтии Пилате восстает из пепла и обретает жизнь. Сам мастер со своей возлюбленной получают покой. Однако нельзя однозначно воспринимать состояние покоя за награду. Кто знает, действительно ли необходим покой настоящему писателю… В заключение следует отметить, что М.А.Булгаков считает настоящим художником, творцом, Мастером того, кто не променяет душевную свободу и талант на удостоверение как символ принадлежности к писательской касте.