Проблематика и композиция романа «Петр Первый»

А. Н. Толстой написал героический роман, в центр которого поставил реальную историческую личность – Петра Первого. Авторская концепция

А. Н. Толстой написал героический роман, в центр которого поставил реальную историческую личность – Петра Первого. Авторская концепция в произведении определена эпохой, в которую он создавался. Дело в том, что роман был написан в 1920-е – 1930-е годы, когда производилось полное преобразование страны. Революционные события, происходившие в это время в государстве, были созвучны насильственному и неорганичному превращению Руси в Россию на рубеже XVII — XVIII веков. Эпоха Петра Первого в массовом сознании традиционно связывается с представлением о коренных исторических преобразованиях, позволивших России влиться в русло европейской цивилизации. На примере этого времени А.Н. Толстой стремился показать, что серьезные преобразования в стране невозможны без болезненной ломки привычных устоев и жертв со стороны простого народа, однако со временем эти изменения принесут несомненную пользу государству. Итак, в своем романе Алексей Николаевич решает несколько задач. В первую очередь он показывает роль отдельной личности в истории, становление Петра Первого как реформатора и преобразователя, понимающего необходимость коренных изменений в стране. Кроме того, автор демонстрирует роль народа «двигающих сил эпохи» в реформировании государства. В произведении описаны сложные отношения Петра Первого со своими подданными, обострение классовых противоречий, приведших впоследствии к масштабному восстанию Булавина. Третья проблема, поднимаемая автором в романе – это необходимость и закономерность петровских преобразований. А.Н. Толстой в своем произведении утверждает, что радикальные и непопулярные методы, которые применял царь во время реформ, полностью оправданы полученным результатом. Все эти задачи автор решает при помощи различных композиционных приемов. В романе «Петр Первый» писатель не ограничивается описанием жизни и свершений одного героя. Композиция произведения имеет многоплановый характер. В нем автор показывает жизнь самых разных слоев населения страны: дворян, бояр, ремесленников, крестьян, стрельцов, солдат. Преобразование Руси в Россию у А.Н. Толстого происходит на фоне бурного столкновения различных общественных сил. В «Петре Первом» очень много сюжетных линий и действующих лиц. При этом мозаичность изображения неизбежна. Поэтому основой композиции произведения становятся отдельные главы, каждая из которых отличается содержательной завершенностью и слабо связана с предыдущей. Персонажи в романе часто не имеют предыстории, а их появление не мотивировано сюжетом. А.Н. Толстой не всегда успевает следить за судьбой своих героев, да это ему и ненужно. Организующим моментом в произведении является не сюжет, а система действующих лиц. Для автора композиция – это определение «центральной фигуры» повествования, вокруг которой располагаются другие персонажи. В зависимости от своей роли в жизни главного героя, они занимают место на «нисходящей лестнице» вокруг него. В романе достаточно подробно изображены действующие лица, находящиеся на верхних ступенях композиционной «лестницы». Это Софья, Анна Монк, Василий Голицын, Алексей Меньшиков и другие. Примечательно, что как только персонажи утрачивают связь с главным героем, они исчезают со страниц произведения. Само движение эпохи определяет собой сюжетную канву романа. При этом изображение реальных событий вовсе не является в произведении пассивным историческим фоном. Каждое из них призвано показать становление Петра Первого как преобразователя. Таким образом, стрелецкое восстание в Москве, неудачная крымская кампания, строительство Петербурга, взятие Нарвы, азовский поход – это основные вехи формирования сильной личности, способной подчинить своей воле ход истории. Провал азовской кампании заставил Петра Первого построить флот, «нарвская конфузия» послужила поводом для преобразования армии и так далее. Достоверности в изображении вымышленных и исторических лиц А.Н.Толстой достигал с помощью «внутреннего жеста». Этот термин принадлежит самому писателю и обозначает внутренние устремления героя, движение его души. Мысленные монологи персонажей, а также их развернутые характеристики используются автором крайне скупо. Чаще всего, он передает душевное состояние героев посредством мимики, жестов, поз. Обычно писатель изображает свои персонажи глазами других действующих лиц. Так, внешний облик Петра Первого передается через восприятие Лефорта, Меньшикова, Голицина, Софьи и других. Новаторские композиционные приемы, используемые в романе «Петр Первый», делают его более ярким, выразительным и достоверным. Это произведение занимает достойное место среди других шедевров мировой литературы.