Пьеса М. Горького «На дне» как философская драма

В 1902 году Максим Горький написал одно из самых неоднозначных и вызывающих множество споров произведений – пьесу «На дне». Связано это с

В 1902 году Максим Горький написал одно из самых неоднозначных и вызывающих множество споров произведений – пьесу «На дне». Связано это с тем, что Горькому удалось поднять самые главные и животрепещущие вопросы, актуальные не только для своего времени, но и для всего общества в целом. Это вопросы о Человеке: сколько он может вынести? Чего достоин? Насколько бессилен перед миром? Как долго он может сохранить свою гордость? Но главный из них: что важнее – правда или успокоительная ложь и слепая вера? И все эти масштабные философские проблемы поднимаются на фоне грязной ночлежки для бедняков. У героев нет будущего, как и нет настоящего, они не живут, а существуют. Они все, кроме Насти и Клеща, смирились со своим существованием. Однако жизнь несмирившихся ничем не отличается от жизни других обитателей ночлежки. Настя погружена в мир мечтаний о настоящей чистой любви и за ними прячется от реальности. Клещ считает себя выше остальных, потому что стремится зарабатывать своим трудом, говорит о том, что у него есть гордость. Но в итоге и он оказывается без возможности заработка, вынужденный продать инструменты, чтобы похоронить жену. И именно в этом смраде, на самом дне жизни, Горький поднимает вопрос о Человеке. Философский конфликт строится на спорах двух героев: Сатина и Луки. Остальные персонажи занимают позицию либо одного, либо другого и отстаивают ее как свою. Лука – старик, гость в ночлежке, который приходит и уходит, он не включен в обыденную жизнь героев. Этот персонаж резко выделяется на фоне других своей способностью сострадать, незлобивостью и стремлением всем помочь. Для него люди равны: «ни одна блоха не плоха, все черненькие». Лука видит в человеке слабость, необходимость в поддержке, неспособность сопротивляться и действовать. Да, он говорит, что все люди равны, но ведь он сравнивает их с блохами. И этим сравнением старец уничижительно представляет человека. Приход Луки в ночлежку сопровождается появлением надежды и успокоения. Анне, которая боится умирать, он говорит, что на том свете она сможет наконец-то отдохнуть. Насте внушает, что ее выдумки – правда и нет в них ничего смешного и плохого. Актеру дарит надежду на излечение от алкоголизма, говоря, что есть где-то лечебница, только названия города Лука не помнит. Пеплу внушает мысли о честной и хорошей жизни в Сибири. Все его обещания – ложь и иллюзии. Он дает пустую веру, которая ненадолго озаряет жизнь людей, но потом ввергает ее в еще больший мрак. Так, Актер, загоревшийся идеей излечения, бросает пить и идет мести двор, чтобы заработать на дорогу. Но после ухода Луки, слушая разговор обитателей ночлежки о ложности обещаний старца, он понимает, что и его вера в излечение иллюзорна. Нет для человека наказания страшнее, чем дать веру, а потом отнять, и Актер уходит из жизни не в силах пережить подобное. Васька Пепел, послушав Луку, зовет Наталью с собой в Сибирь за честной жизнью, где он сможет почувствовать себя настоящим человеком. Но эти слова слышит Василиса, и благое начинание заканчивается еще одной трагедией: Наталья искалечена, а Пепел становится убийцей. Ложь Луки оказывается хороша только для умирающей Анны, которой нужны были покой и ласковое слово. Для живых же людей пустая вера не годится. Позиция Сатина прямо противоположна рассуждениям Луки. Он открыто противостоит ему, говорит о том, что человек должен не верить, а действовать. Однако решительность Сатина привела его в тюрьму, но он об этом не жале, считая, что поступил правильно. Именно Сатин произносит знаменитую фразу: «Человек… звучит гордо!». Этот длинный монолог о том, что «ложь – религия рабов», а «правда – бог свободного человека», звучит в стенах убогого жилища, похожего на пещеру, среди утративших надежду людей, в окружении грязи и нищеты. Звучит голос Сатина и слышно в нем истинное уважение к Человеку, гордость за него, но не жалость. Лука уходит дальше нести свою минутную веру в ничто, а Сатин остается среди подобных себе и не теряет веру в силу человеческую. И все-таки открытым остается ответ на вопрос, что лучше для человека: сладкая ложь или горькая правда. Горький не дает однозначного решения этой проблемы. Он словно дает человеку выбор между борьбой за себя и смиренным существованием в мире лжи и иллюзорной веры.