Развитие темы "маленького человека" в творчестве Н. В. Гоголя

Проблема «маленького человека» освещалась в литературе еще до творчества Николая Гоголя. Как правило, этот человек отчаянный и бедный,

Проблема «маленького человека» освещалась в литературе еще до творчества Николая Гоголя. Как правило, этот человек отчаянный и бедный, не имеющий родных и близких. Проблеме «маленького человека» Гоголь посвятил «Петербургские повести», показывая в своих рассказах разные стороны жизни таких людей. Как понятно из названия, все истории его героев связаны с Петербургом: их радости и горести, и даже смерти. Так, Акакий Акакиевич не в силах больше бороться с бюрократизмом, заболевает и умирает, а о нем вспоминают лишь на четвертый день. «Маленький человек» Гоголя – это человек, который не обладает внутренним стержнем и умением отстаивать свои интересы, но в конце повести бунтует. Герои повестей – жертвы Петербурга, бесчеловечности и жестокости. Но, тем не менее, читатель к ним начинает испытывать симпатию, а порой даже жалость. В повестях «маленькие люди», хотя бы на примере Башмачкина, проходят все этапы становления. Начиная с бесхарактерной личности, переходя в человека одержимого мечтой (переходящий этап), до бунтующего (пусть даже после смерти и в виде привидения). В произведениях Гоголя нам показывается не только «маленький человек», а человек вообще. Перед нами неуверенные и одинокие люди без веры, без надежды и без участия других людей в их судьбах. Мы не вправе ни судить, ни оправдывать его, поскольку он вызывает как насмешку, так и жалость. Именно такие герои Гоголя.