Роль цвета в поэтическом мире С.А. Есенина

Использование цветовой палитры в лирических произведениях является неотъемлемой частью творчества Сергея Есенина. Без живых и «говоря

Использование цветовой палитры в лирических произведениях является неотъемлемой частью творчества Сергея Есенина. Без живых и «говорящих» красок его стихотворения не несли бы в себе той смысловой нагрузки, которую в них вкладывал поэт. А русская есенинская природа никогда не стала бы столь близка и бесконечно любима каждым читателем. Раннее творчество поэта связано с деревней, с просторами родной сторонки, с первой влюбленностью. Стихотворения «пронизаны» светом и теплом. В них много зеленого — лес; синего — небо, вода; алого и красного — заря. Русь представляется бескрайней землей со «стозвонными зеленями», широкими пашнями, быстрыми реками. Все здесь мило и дорого сердцу поэта. Каждая былиночка вызывает в нем чувство глубокого умиротворения, единения с природой: «Знаю, мать-земля черница, / Все мы тесная родня». Есенин «играет» с цветом, использует контрастные краски для придания произведению эмоциональной яркости. Так, например, алый цвет выступает в разных стихотворениях то пугающим, как «алый мрак в небесной черни», то нежным и возвышенным – «я молюсь на алы зори». Аналогами алого цвета в некоторых произведениях служат: красный, багряный, маковый. Необходимо также сказать и о том, что красный стал цветом революции в произведениях поэта. В ранней лирике часто используется рыжий, ржаной цвет. Есть он в описаниях пейзажей, животных, деревенского быта: «осень, рыжая кобыла», «рыжий месяц», «рыжий ласковый осленок», «в ржаном закуте». Не менее любимы Есениным золотой и желтый цвета. В них «разукрашены» травы, поля, холмы, дороги, родники. Такая светлая Русь наполнена замечательными надеждами, звоном церковных колоколов, душевным покоем и тихой радостью. Цветовая палитра меняется, когда поэт переезжает в город. Расставание с деревней тяжело дается ему, в лирике появляется черный цвет. Конечно, он был и раньше, но использовался в описании родной земли, на которой работали любимые Есениным крестьяне. Теперь же черный символизирует смерть, уничтожение физическое и духовное. Город предстает мрачным, темным, с таинственными и недобрыми тенями. Недолго осталось петь «звонкой лире» Есенина, и он предчувствует скорый конец. Оттого стихотворения из восторженных и веселых превращаются в полные грусти думы: «Скоро, скоро часы деревянные / Прохрипят мой двенадцатый час!». Зеленый, алый цвета почти исчезают из лирики. Остаются желтый и золотой, но уже как цвета увядания. Краски меркнут, блекнут. Город оказывает давящее чувство на Есенина, как и перемены, происходящие в стране. Он осознает, что деревня доживает свои последние дни, да и сама Русь никогда не будет прежней. Не будет такой, какой воспевал он ее в своих стихотворениях «несказанной, синей, нежной». Синий, или же голубой цвет вообще, пожалуй, самый любимый у Сергея Есенина. Может из-за его синих глаз, глядевших на мир с такой чистотой и наивностью. И в ранней лирике, и в более поздней, в воспоминаниях и переживаниях за судьбу России синий цвет затмевает другие. Это цвет надежды, ностальгии и безграничной любви к Родине: «Не видать конца и края – / Только синь сосет глаза...», «О Боже, Боже, эта глубь – / Твой голубой живот...». В своем творчестве Есенин выступает не только, как поэт, но и как художник. Каждое его произведение сразу же отзывается в читателе вполне реальной картиной, будь то «деревянная» Русь или шумный город. Поэт умело сочетает краски, «наносит мазки», визуализирует образы. Кроме вышеупомянутых цветов, он использует в лирике разных лет и некоторые другие: серебряный, лиловый, розовый, белый. Но не только цветовая палитра делает творчество Сергея Есенина удивительным и по-настоящему «живым». Это еще и многообразие звуков, запахов, вкусов. Именно поэтому он, как никто другой, умел передать «голос» русской природы, душевное состояние своего лирического героя.