Роль фантастики в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

М.А. Булгаков считал роман «Мастер и Маргарита» самым главным в своем творчестве. Этому произведению он посвятил почти десять лет своей

М.А. Булгаков считал роман «Мастер и Маргарита» самым главным в своем творчестве. Этому произведению он посвятил почти десять лет своей жизни. Михаил Афанасьевич называл себя мистическим писателем и считал своим учителем Н.В. Гоголя. В своем неоконченном романе автор мастерски соотнес трагическую судьбу своих героев с вихрем сатирической круговерти жизни, наполнил реалистическое произведение фантастическими аллегориями. В русской литературе этот прием использовался и раньше. Однако М. Булгаков смог привнести в него нечто новое. Используя элементы фантастики, писатель сумел создать целостный сатирический облик произведения. К этой задаче он подошел, используя возможности разных жанровых форм. Многоликость прозы М.А. Булгакова не раз подчеркивалась исследователями. Трудно определить жанровую принадлежность романа «Мастер и Маргарита». Здесь фантастика сочетается с жестким реализмом, миф соотносится с исторической достоверностью, а романтика в любую минуту может обернуться клоунадой. Все это делает произведение М.А. Булгакова одним из самых уникальных в мировой литературе. В.В. Лакшин замечал, что Михаил Афанасьевич умел разглядеть подлинные чудеса в обыденной жизни, которая может преподнести сюрпризы поинтереснее «выходок Коровьева». Эта способность и стала для автора основным рычагом для создания фантастической по форме сатиры. При этом смех М. Булгакова «разит и убивает». В романе «Мастер и Маргарита» социальная и бытовая действительность, царящая в Москве 1930-х годов, сталкивается с разношерстной свитой Воланда. Эта веселая компания способна не только органично вписаться в существующую реальность, но и довести ее до абсурда, взорвать изнутри. Стремясь обострить противоречие между здравым смыслом и скверной действительностью, автор противопоставляет мистику реальности. Устами Воланда М. Булгаков повествует о собственных эстетических принципах. Когда загадочный «иностранец» отказывает человеку в праве управлять всем распорядком на земле, он, тем самым, опровергает самоуверенность советских концепций, утверждающих, что все в этом мире подчиняется рациональному объяснению. Предопределенность тоже имеет место, утверждает автор и в доказательство приводит скоропостижную смерть Берлиоза. Действительно, не сам же с собой он так управился! Следование общепринятым нравственным ценностям или их отторжение определяет в романе судьбу героев. Воланд воздает каждому по заслугам. Атеизм Берлиоза наказывается внезапной смертью и последующим небытием. Барона Майгеля, осведомителя и доносчика, убивают на балу у сатаны. Его кровь выпивает сам Воланд из черепа Берлиоза. Все поступки дьявола в романе по сути определены моральным выбором персонажей в произведении. Он немедленно реализует причинно-следственную связь, которая возникает, когда герой следует нравственному закону или, напротив, игнорируют его. Так, ставя каждого из действующих лиц произведения перед беспристрастным лицом вечности, М. Булгаков утверждает незыблемость общечеловеческих моральных устоев. Реальное и фантастическое в романе «Мастер и Маргарита» постоянно переплетается, давая повод к серьезным философским рассуждением. По Булгакову соотношение Тьмы и Света на земле, в частности в России, перераспределяется. Допустим, Иешуа Га-Ноцри олицетворяет в произведении добро, а Воланд – покровитель зла. Однако именно повелитель Тьмы дарует Мастеру покой, а согласие на это приносит Левий Матвей, посланник сил Света. Так кто же тогда Воланд – повелитель зла или бесстрастный слуга более могущественных сил? Вероятно, истинное добро и зло скрываются в душах самих людей, именно они ежедневно делают свой нравственный выбор и получают за это в награду тьму или свет. Настоящим трагическим героем в произведении является Мастер. Этот человек никогда не вращался в писательской среде, не сидел вместе с маститыми литераторами в ресторане «Грибоедов». Но именно он написал роман всей своей жизни, произведение, которое по достоинству оценили даже силы Тьмы и Света. Первое же столкновение с идейными соратниками Берлиоза оборачивается для Мастера трагедией: его раздавливают морально. Творец теряет личное счастье, а потом уходит в клинику Стравинского. Однако М. Булгаков утверждает, что «рукописи не горят», все великие произведения фиксируются в вечности, а настоящее признание художнику даруется за пределами физической жизни. Именно такой конец ждет Мастера в финале романа. Так же как и Мастер, М. Булгаков создал великую книгу, роман-завещание, в котором достоверно описал современных ему людей, их нравы, достоинства, пороки и устремления. Парадоксально, но насыщенное элементами фантастики произведение сделалось уникальным документом эпохи. Роман «Мастер и Маргарита» можно назвать философским итогом жизни писателя. Ф.А. Искандер утверждал, что свои творением М.Булгаков воздал по заслугам «бюрократии, навеки заспиртованной в свете вечности». Так изящно своим оппонентам мог отомстить только настоящий Мастер.