Россия «мертвых душ»

Ведущая тема романа-поэмы Н. Гоголя «Мертвые души» - тема духовного омертвения. Она раскрывается, прежде всего, в описании местного дворя

Ведущая тема романа-поэмы Н. Гоголя «Мертвые души» - тема духовного омертвения. Она раскрывается, прежде всего, в описании местного дворянства. Автор показывает нам реалистичных, ординарных личностей, представителей «массового общества». Видающийся критик Белинский назвал это особенностью гоголевского стиля, когда писатель «обращает искусство к действительности». Гоголь правдиво изображает новый социальный класс – дворян, паразитирующих на обычных крестьянах, и этот паразитизм присутствует в двух формах: беззаботном, эгоистическом существовании и стяжательстве. Социальный упадок, омертвение душ можно заметить у Манилова и Ноздрева. У Манилова это проявляется в виде тщеславия, малодушия, детской мечтательности. Ноздрев показывает свою слабохарактерность по-другому – устраивает драки, попойки, участвует во всевозможных «историях». Бездельничество первого так же бесцельно, как и слишком большая активность второго. Характеры Собакевича и Коробочки и похожи, и, вместе с тем, глубоко отличаются. Помещики погружены в ведение хозяйства, пытаются всеми способами накопить и сберечь богатство, но такая расчетливость тоже ведет к омертвению души, деградации человеческой натуры. Коробочка способна только на незначительные подлости и хитрости, она разменивает свою совесть на мелкое мошенничество, например, продажу испорченного сала или меда в три дорого. Наверное, поэтому она никак не может понять, в чем заключается сделка с Чичиковым. «Предприимчивость», которая все быстрее проникает в среду российского дворянства, изображена в образе Собакевича и свидетельствует о том, что крепостническая система – давно устаревшая и неэффективная и неминуемо окажется в кризисном положении. Единственный его жизненный принцип – выгода, поэтому делец быстро соображает, что за «мертвые души» своих крепостных можно выставить неплохую цену – «по сту рублей за штуку», по-торгашески расхваливая свой товар. Этот герой впечатляет своей циничностью, жаждой наживы и первобытной дикостью. Самая колоритная личность Плюшкина. Главный герой, Чичиков – еще тот знаток людской души и психологии, не смог понять, «фигура какого пола» находится перед ним. Его история печальная, но все-таки сам помещик как человек не вызывает жалости. Когда-то он был женатым «бережливым семьянином», но после смерти жены его «домовитость» переросла в скупость, к которой добавились злоба и подозрительность, из-за чего со временем его дом покинули все родственники. Даже крестьяне терпеть не могли своего хозяина, который опустился к тому, что воровал у них любую мелочь. Огромные запасы еды гнили под замками, в то время как крепостные едва прозябали за нищенское жалованье. Скупердяй настолько деградировал, что со временем уже не мог радоваться даже своему состоянию: когда Чичиков «дарит» деньги за «души» крепостных, на его лице не было выражения удовольствия, по нему только «…пробежал холодный радостный отблеск». Если характеры Манилова и Коробочки написаны иронично, то, рисуя фигуры Плюшкина и Собакевича, Гоголь использует сатиру и сарказм. Образы помещиков построены на одной доминирующей черте, в отличии от разностороннего характера Чичикова. Павел Иванович удивительно быстро приспосабливается к людям и обстоятельствам. Автор разоблачает «приятнейшего» коммерсанта в ироническом раскрытии его «утонченности», показывает цинизм и жестокость его действий. Становится страшно от того, что человек не брезгует наживаться на смерти других людей. В «многоликом» Чичикове можно увидеть такое же искажения человеческого облика, как и в других персонажах. Гоголь показал дворянскую Россию в общем эгоизме, упадке души. Наверное, поэтому Герцен писал, что заглавие романа-поэмы «несет в себе что-то наводящее ужас»…