Русский бунт в повести «Дубровский»

Тема русского бунта лишь поверхностно раскрыта Пушкиным в романе «Дубровский». Фактически она оказалась на периферии повествования. По

Тема русского бунта лишь поверхностно раскрыта Пушкиным в романе «Дубровский». Фактически она оказалась на периферии повествования. Попытка кистеневских крестьян взбунтоваться продиктована их преданностью старым господам. Они готовы противостоять приказным, которые приехали в деревню, чтобы ввести во владение имением Троекурова, однако Владимир останавливает их, потому что не хочет обострять ситуацию. Крепостные повиновались, но бунтарский дух в них не остыл. Его выразителем стал кузнец Архип, которого Дубровский застал у себя в доме с топором в руках. На предложение убить приказных, Владимир отвечает решительным отказом, но у крестьянин все равно поступает по-своему. Закрыв приказных в горящем доме, Архип лишает своего хозяина возможности вернуть Кистиневку законным путем. Важный штрих к портрету разбойника – это трогательный эпизод с кошкой. Кузнец снимает ее с крыши горящего сарая, тем самым демонстрируя, что его действия продиктованы не природной жестокостью, а понятиями о справедливом возмездии. В повести «Дубровский» автор только раскрыл возможные причины русского бунта, но не развернул картину массовых народных волнений во всей полноте. Пушкин не уточнил социальный состав разбойничьей банды Владимира Дубровского, однако можно предположить, что в нее входили не только представители кистеневской дворни, но и беглые крепостные крестьяне и солдаты. Из последних слов Владимира видно, что интересы шайки не совпадают с его собственными. Поэтому отношение к своим соратникам по бунту у Дубровского барски-пренебрежительное: он называет всех «мошенниками», которые вряд ли захотят жить честным трудом. Банда распадается вместе с исчезновением Владимира, который не пожелал превращать справедливое возмущение своих крепостных в настоящую крестьянскую войну.