Символика бани в рассказе В.М. Шукшина «Алеша Бесконвойный»

Прослыть чудаком легко. Достаточно просто чем-то отличаться от остальных. Алеша Бесконвойный отличался тем, что в выходные дни работать

Прослыть чудаком легко. Достаточно просто чем-то отличаться от остальных. Алеша Бесконвойный отличался тем, что в выходные дни работать не хотел. Вернее, не мог — такой уж у него уклад жизни. Люди, может, и понимали, если бы в нерабочие дни Алеша ходил по кабакам. А вот то, что он всю субботу тратит на баню — это понять деревенским невозможно, за то и окрестили Костю Валикова Алешей. Да еще и Бесконвойным — дескать, нет управы на него. Но в жизни Алеши баня — не только место для мытья тела. Это своего рода — храм, а весь процесс топки — особое таинство. Колка дров и носка воды не просто механические действия, они сопровождаются философской думой. И тут выясняется, что Алеша трепетно-чуток к жизни. Он добился всего, о чем мог мечтать, а мечты у него не заоблачные. Прошел войну, познал любовь. Хозяин он хороший — даже соседи деньги занимать ходят, и отец он внимательный. Но все это — мирская суета, от которой ненадолго отдыхает душа только в бане. Именно здесь противопоставляется покой — хлопотам, промозглость осеннего дня — солнечному Ташкенту... В субботу Алеша становится другим человеком. Не тем колхозником, которого собственный сын стесняется. Словно перерождается в другое, возвышенное существо. В субботу сам Алеша и «лицом светлее», и детей любит по-особенному. Во время растопки бани он размышляет о смысле жизни, вспоминает прошлое и грезит о будущем. Потом — сам акт мытья, смена белья на чистое. И вот, очищенный телесно и духовно, Алеша возвращается в будни, где первым делом жена просит накормить свинью... Так, не успев насладиться чистотой, он вынужден соприкасаться с грязью. И, выйдя из бани, из философа вновь становиться чудаком Бесконвойным.