Система образов в поэме Гоголя «Мертвые души»

План сочинения: 1. Вступление. Образ главного героя – Чичикова (внешность, характер). 2. Характеристика помещиков. 3. Заключение. Наставлен

План сочинения: 1. Вступление. Образ главного героя – Чичикова (внешность, характер). 2. Характеристика помещиков. 3. Заключение. Наставление отца Чичикова. «Мертвая душа» главного героя. В поэме «Мертвые души» Чичиков является центральным персонажем, читатель знакомится с ним сразу. Повествование начинается с того момента, как главный герой въехал в губернский город NN. Автор описывает его, как человека «не красавца, но и недурной наружности, не слишком толстого, но и не слишком тонкого». Внешность его дана неопределенно, а вот манерам Чичикова Гоголь уделил больше внимания – он умеет вести светские разговоры, льстить и лицемерить, когда это нужно ему самому, герой производит исключительно положительное и благоприятное впечатление на всех помещиков в городе. Однако сам писатель не считает Чичикова добродетельным человеком, а называет его подлым. Главный герой остается загадкой до конца поэмы не только для помещиков, но и для самого читателя. Внутренний мир Чичикова лучше прослеживается в его общении с помещиками. Он умеет подстроиться под каждого из них, практически копирует их манеру поведения, по-разному строит общение с тем или иным помещиком. Герой всегда говорит то, что его собеседник хочет услышать. В характере Чичикова можно увидеть черты всех помещиков: мелочность и скупость Коробочки, грубость Собакевича, маниловское ведение пустых разговоров, самодовольство Ноздрева. Но в то же время Чичиков отличается от них, у него совершенно иная логика, он достаточно целеустремленный, прилагает все усилия, чтобы достичь своей главной цели – приобрести мертвые души. Главный герой на протяжении всей поэмы тесно взаимодействует с помещиками, он заезжает к ним, чтобы решить вопрос о покупке мертвых душ в свою пользу. Манилова писатель характеризует как «человека ни то, ни се, человека пустого и пошлого». Он считает себя образованным, но в то же время у него в кабинете уже два года лежит книга с закладкой на одной и той же странице. На просьбу Чичикова он реагирует удивлением, не отказывает ему, даже более того, отдает мертвых душ бесплатно. Учет их не ведет, не знает, сколько умерло людей. Следующая помещица – Коробочка, отличается от Манилова своей практичностью, скрупулезностью в ведении дел. Ее образ – это тип помещицы-накопительницы. Эта «женщина средних лет, в чепце» не так проста, как думает Чичиков. Она знает все о крестьянах, помнит имена всех, в том числе и умерших. На просьбу героя реагирует интересом, боится продать души слишком дешево, а то вдруг в хозяйстве пригодятся. Далее Чичиков отправляется к Ноздреву. Этот человек – кутила, хам, часто в речи использует оскорбления. Иногда кажется, что у него легче всего приобрести мертвые души, но нет – это единственный помещик, который оставил нашего главного героя, как говорится, с носом. Собакевич – неуклюж, похож на медведя, жесткий и проницательный. Он раскусил замысел Чичикова и провернул сделку с пользой и выгодой для себя. Плюшкин – подозрительный, скупой человек, который раньше, до смерти жены жил хорошо. Соглашается отдать Чичикову мертвые души по тридцать копеек за штуку. Предложение его очень обрадовало. Гоголь изобразил в Чичикове самое главное зло человечества – страсть к деньгам, к приобретению. Из биографии главного героя читатель узнает, что его детство прошло скучно и безрадостно, но еще с того времени Чичиков усвоил родительское наставление – «береги и копи копейку». Именно это словосочетание и составляет всю жизнь центрального персонажа поэмы. Он умело манипулирует людьми, от которых хочет получить выгоду. Но все его труды, в конце концов, становятся ничем, обесцениваются. Гоголь ясно показывает нам, что название поэмы было выбрано не случайно, оно носит двойной смысл. Не только те души мертвые, которые приобретались Чичиковым, он сам – «мертвая душа» и все помещики, с которыми он сталкивался на своем пути. Существует предположение, что в следующих томах планировалось духовное и нравственное возрождение героя, но об этом теперь мы можем только догадываться, ведь второй том поэмы был сожжен, а третий – не написан. Поэма «Мертвые души» – одно из самых лучших произведений девятнадцатого века: воплощенные в ней образы актуальны и по сей день.