Сказочно-мифологические черты в романе «Приключения Тома Сойера»

Роман «Приключения Тома Сойера» отражает внутренний мир главного героя. Тому Сойеру, как ребёнку, ещё присуще художественное, мифологиз

Роман «Приключения Тома Сойера» отражает внутренний мир главного героя. Тому Сойеру, как ребёнку, ещё присуще художественное, мифологизированное, сказочное восприятие окружающей действительности. Он выдумывает и творит мир внутри и вокруг, воображая себя в той или иной роли, будь то кладоискатель, индеец или даже шут. Место, где разворачивается действие романа, тоже неслучайно, родина индейцев, народа, не разучившегося видеть потаённую сторону вещей, мыслить сказочно-мифологически, сопровождая рядом сакральных действ. Их воззрения и верования оставляют отпечаток на восприятии юного фантазёра. Пространство организовано по сказочному принципу, оно кругообразно, герой путешествует «туда» и потом возвращается назад. При этом в течение путешествия Том Соейер проходит ряд испытаний, которые станут основой формирования его ценностной картины мира. Игра — неотъемлемая часть сказочно-мифического произведения, в романе творчески способности Тома Сойера проявляются именно в игровой форме. Вдохновенный замысел, сопровождавший покраску забора, представляет Тома в образе художника-творца. Всё его детство будто проходит на подмостках театра, мальчик то и дело, как принимает на себя роль. Игра, карнавал — главное отличие от взрослой серьёзности, ребёнок способен путешествовать среди миров фантастических, перемещаясь из реального. Элементы иного мира встречаются в романе не только в процессе воображаемых странствий. Элементом иного, потустороннего мира является, например, пещера, которую находят Том и Бекки Тэтчер, чужой мир таинственен и непонятен, дети с трудом могут отыскать верный путь. Сказка — основополагающая сюжетная схема романа М. Твена, мифологические же мотивы выражены неявно, но весьма узнаваемы.