Смысл названия романа А. Фадеева «Разгром».

Роман «Разгром» – одно из самых ранних и любимых произведений А.Фадеева. В нем писатель отходит от привычных канонов советского романа

Роман «Разгром» – одно из самых ранних и любимых произведений А.Фадеева. В нем писатель отходит от привычных канонов советского романа о гражданской войне и вспоминает о традициях великой классики. Многие критики впоследствии отмечали, что в развертывании переживаний, композиционном построении образов и сцен, даже в стилистических приемах, использованных в произведении, просматривается влияние Л.Н. Толстого. Неоднозначные трактовки персонажей и событий, разворачиваемых в романе, без сомнения восходят к традициям русской классической литературы. Многие исследователи даже в, казалось бы, прямом и понятном названии произведения «Разгром» видят скрытый смысл и находят его в психологии сложных фадеевских персонажей. Например, в известной критической статье В. Фриче, опубликованной в 1927 году, разбирается образ Морозки. Автор выносит неутешительный вердикт по поводу самого живого и убедительного образа в романе А. Фадеева: Морозка – человек, в котором «старое» оказалось гораздо сильнее нового прогрессивного мышления. В начале произведения этот персонаж ворует дыни, а в конце смертельно напивается, оплакивая своего любимого коня. А пуля колчаковцев лишь завершает разгром в душе непутевого Морозки. То есть новый человек из старого материала так и не получился. Однако В.Фриче полностью игнорирует внутренние переживания героя. А ведь Морозка за время повествования романа сумел выйти из привычного «бессознательного» состояния и найти для себя новые жизненные приоритеты. В юности этот персонаж не задумывался о цели своего существования и шел проложенными другими «выверенными тропами». Даже защищать Советы в восемнадцатом году он ушел вместе с другими людьми из «угольного племени», особенно не задумываясь над последствиями своего поступка. В партизанском отряде Морозко встретил замечательных людей, которые помогли ему обрести новый путь, прямой, ясный и правдивый. Бакланов, Гончаренко, Дубов – это настоящие герои своего времени, способные по Фадееву увлечь собственным примером других, менее сознательных персонажей. В. Фриче прав, Морозко действительно напился после гибели своего верного коня, однако после пьяного дебоша он испытал жгучий стыд за свое поведение. В его искреннем раскаянье просматриваются новые черты: умение признавать свои ошибки, стремление отойти от старых привычек. Поэтому название романа «Разгром» ни в коем случае нельзя отождествлять с моральным поражением Морозки в романе. Геройской смертью этот человек, напротив, подтвердил свое нравственное преображение. По другой версии разгрому подверглось индивидуалистическое сознание Павла Мечика, которое в произведении противопоставлено коллективистскому мироощущению Морозки. Однако столь узкое толкование романа выглядит чересчур поверхностным. Да, изначально автор хотел назвать свое творение «Враги», но позже отказался от своего замысла. И кроме Морозки и Мечика в произведении присутствуют не менее значимые персонажи, например, Левинсон. Этот решительный и мужественный человек возглавляет разношерстный партизанский отряд и может каждого подчинить своей несгибаемой воле. На этом поприще ему часто приходится преодолевать собственные болезни и слабости, однако герой находит в себе силы до самого конца выполнять свои обязанности. Левинсон способен реально оценивать текущие события, но это свойство в нем неотделимо от мечты о новом, прекрасном человеке. Причем эти фантазии принципиально отличаются от бесплодных иллюзий Мечика. Итак, вторая трактовка названия романа также оказывается несостоятельной, ведь противостоянием полярных мироощущений Морозки и Мечика сюжет произведения не ограничивается. Наименование романа можно толковать и буквально. В нем А.Фадеев повествует о том, как разбили партизанский отряд, попавший в окружение летом 1919 года в Уссурийской тайге. Зачем автору понадобилось изображать столь критический момент в жизни своих героев? Дело в том, что в экстремальных ситуациях наиболее полно раскрывается характер личности, а главную задачу своего творения писатель обозначил, как «показ революции через душу человека». Характер каждого персонажа сначала обрисовывается в общих чертах, а потом раскрывается во время решительной схватки. Каждый из героев встает перед выбором: жизнь или чувство долга и находит свой собственный ответ. Разгром в романе это вовсе не поражение. Ведь в самом начале перед Левинсоном стояла задача: сохранить отряд как боевую единицу. Колчаковцы благодаря количественному превосходству одержали временную победу. Однако жив боевой дух отряда и, прежде всего, его лидера – Левинсона. А значит вскоре «боевая единица» пополнится новыми бойцами и продолжит свою борьбу. Итак, наиболее вероятным кажется буквальное толкование названия произведения. Оно обозначает сюжет романа, но не его идейное содержание. Сражение за революционные идеалы еще не закончено, простые люди готовы отдать за них жизнь. А это значит, что впереди их ждет полная и безоговорочная победа.