Сочинение по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон».

Антона Павловича Чехова, писателя-юмориста, по праву можно назвать пера, острословом и самым ярким представителем короткого рассказа. С

Антона Павловича Чехова, писателя-юмориста, по праву можно назвать пера, острословом и самым ярким представителем короткого рассказа. Следуя своему писательскому убеждению «Краткость – сестра таланта» в своих художественных произведениях писатель раскрывает злободневные темы и до сих пор не потерявшие своей актуальности. Сатирично, оригинально, с иронией представляет А.П.Чехов читателям непростые характеры своих персонажей, изобличает жуликов и врунов и шутов. Рассказ «Хамелеон» написанный 1884 году один из самых известных произведений писателя, повествующий о такой проблеме, как коленопреклонение перед старшим по чину, иначе по-Чеховски, это можно назвать «хамелеонство». Проследим пути изворотливости и метаморфозы главного героя. Полицейский надзиратель по фамилии Очумелов, в сопровождении городового, в руках которого решето с конфискованным крыжовником (можно предположить, что Очумелов не преминул воспользоваться должностным положением во благо себе), идет по базарной площади, важно, размашисто, в распахнутой шинели. Исходя из того, что на надзирателе новенькая с иголочки шинель, а в руках узелок с пожитками, становится понятно, что получил он повышение не так давно, и к работе своей приступил тут же. Очумелов озирается – кругом тишина, не над кем бдить, некого наказывать. Но тут же, базарную площадь происходит происшествие – золотых дел мастера Хрюкина кусает за палец какая-то собачонка. Очумелов тут же насупив брови сердито вопрошает: «Чья собака? Неужто неповинного рабочего человека так среди белого дня всякий кусать посмеет? Кто виноват?» Он угрожает завести протокол по делу, истребить собачонку. Однако, услышав из толпы о принадлежности животины к генеральскому двору Жигалова, надзиратель меняется на глазах, словно хамелеон. Его бросает в жар от волнения и испуга перед старшим по званию, он стягивает с себя шинель и мгновенно бросается на потерпевшего, пытаясь уличить его во лжи, называет его вздорным человеком. И вновь безликая толпа издает, что может собака и генерала вовсе. Взбодрившись, Очумелов, не снова начинает всячески ругать собаку. Только ещё один окрик из толпы – и собака, как будто опять принадлежит генералу. Надзирателя знобит. Всячески изворачиваясь и узнав от генеральского повара о принадлежности собаки к брату Жигалова, Очумелов расплывается в слащавой улыбочке, вздыхает облегченно. Предупреждает и остерегает от потери такого славного беззащитного животного, советует бережно и заботливо стеречь, чтобы не попала в руки «всяких там», иначе пострадает. Запахиваясь в шинель, порядком перенервничав, надзиратель поспешно удаляется с базарной площади, пригрозив напоследок оторопевшему Хрюкину. Очумелов изображен как типичный представитель власти, податливый и преклоняющийся перед старшим по званию. Главный герой живёт без нравственных моральных устоев, идеалов и принципов, легко меняет свое мнение и точку зрения мгновенно, словно хамелеон свою окраску, в зависимости, он социально зависим, жалок и смешон одновременно. Справедливость, торжество чести и совести – для такого человека праздные слова, буквально набор ничего не значащих букв. Истинный исход дела, честное решение для него не имеет смысла, от расклада «по совести» может пострадать его карьера, которую он так упорно маленькими шажками протаптывает себе наверх по карьерной лестнице. Грубый, властный, мелкий человечишка, заведующий небольшой толикой власти, ограниченный, к сожалению, во многом обрисовывает чеховскую Россию, такой какая она есть – во многом социально-неравной, искаженной, несправедливой.