Сочинение-размышление по рассказу И.Бунина «Цифры»

Рассказ И.Бунина «Цифры» небольшой по объему, но проблемы воспитания, взаимоотношений между взрослыми и ребенком, человеческой чуткост

Рассказ И.Бунина «Цифры» небольшой по объему, но проблемы воспитания, взаимоотношений между взрослыми и ребенком, человеческой чуткости подняты довольно остро. Его не только интересно читать, но и любопытно анализировать с разных точек зрения. Думаю, этот рассказ окажется полезным не только подросткам, но и молодым родителям, которые сталкиваются с подобными трудностями очень часто. Итак, рассказ ведет некий «дядя» – непосредственный участник событий. Мы не знаем его имени, вероятно, автор специально так задумал, чтобы сделать образ наиболее обобщенным, сборным, под описание которого подходили бы многие дяди на свете. Построение сюжета тоже не совсем обычное, так как нарушена хронология событий. Начало рассказа – это фактически уже середина самой истории, даже ближе к завершению, затем дядя повествует, с чего же все началось и только последняя часть совпадает с окончанием этой истории. Такое сложное построение сюжетной линии тоже оправдано, ведь оно только усиливает общее впечатление от прочитанного рассказа. Мальчик Женя – главный герой и единственный персонаж-ребенок в рассказе «Цифры», ни сестер, ни братьев у него нет. Не известно точно, какого он возраста, но вероятнее всего дошкольного, так как пока его воспитанием и образованием занимается семья. Женя – ребенок умный, любознательный и непосредственный в проявлении своих чувств и эмоций. Жажда знаний и новых ощущений питает его неподдельный интерес к окружающему миру. Такой живой, общительный и энергичный малыш впоследствии наверняка будет хорошо учиться и станет гордостью семьи. Но пока он мал, и взрослые не спешат удовлетворять его любопытство – учить с ним цифры. Вся эта история начинается с того, что дядя обещает Жене купить книжки с картинками, пенал, карандаши, альбом и научить его рисовать цифры. Такое обещание приводит ребенка в бурный восторг. Но радость омрачается нежеланием дяди делать что-то «именно сегодня». Кажется, что банальная лень и эгоизм встают непреодолимой преградой для самого дяди. Он так решил – перенести занятия с ребенком назавтра, потому что в этот день ему просто «не хотелось». Более того, и бабушка, и мама встают на сторону дяди и всячески его поддерживают, в то время как малыш остается совсем один со своими разбитыми мечтами. Это и есть начало непонимания между миром взрослых и маленьким ребенком. Да, взрослые наделены властью и силой, но всегда ли это пользу детям, в их интересах? Думаю, что нет. И примером может послужить конфликт, описанный в рассказе. Можно ли было избежать подобного конфликта? Уверена, что да. Если бы дядя более внимательно относился к своему племяннику, проявил чуть больше заботы, внимания, ласки, то и конфликта как такового не было бы. Мне кажется какой-то дикостью этот непонятный страх дяди проявлять свои чувства к Жене, жалеть его. Дядя все время боится его «баловать». Но разве можно разбаловать ребенка сочувствием, любовью и вниманием? Я не говорю, что не надо его воспитывать, но ведь взрослые должны заботиться и о самих малышах, в первую очередь, об их чувствах и переживаниях. Зачем же намеренно заставлять страдать и себя и ребенка в угоду своим принципам? Да, наверняка, воспитание – это очень трудоемкий процесс и заниматься этим успешно сможет далеко не каждый. Зачем автор описал именно такую конфликтную, сложную ситуацию в семье? С одной стороны, давать советы всегда легче, но с другой – лучше учиться на чужих ошибках, чем на собственном горьком опыте. Прочитав рассказ, можно сделать для себя выводы и не допускать подобных оплошностей в жизни, уже воспитывая своих собственных детей. Стоит ли винить во всем маленького мальчика, оправдывая свои поступки? Конечно, нет. Ребенок еще не умеет лгать, поэтому искренне выражает свои чувства. Он еще не умеет решать взрослых проблем, он не может даже справится с собственными эмоциями. Так в чем же его вина? В том, что он тянется к знаниям? Так это же нужно поощрять, а не давить собственным авторитетом. Ребенок – это маленькая личность, которую взрослые обязаны уважать и всячески помогать развиваться. Это очень трудно, но только так можно воспитать настоящую сильную личность. Мне очень понравился рассказ, несмотря на то, что с действиями героев-взрослых я во многом не согласна. Мне жаль маму и бабушку, но я не одобряю их пассивности. Я осуждаю лень и безразличие дяди, в угоду собственным канонам, хотя уважаю его за стремление научить мальчика чему-то новому. Образ Жени очень симпатичен и приятен, даже несмотря на его шалости и непослушание. Надеюсь, что мне в жизни очень пригодится этот урок под названием «Цифры», особенно те выводы, которые я сделала после прочтения. Но буду ли я помнить этот рассказ достаточно долго? Конечно, ведь я всегда смогу его перечитать снова, чтобы освежить в памяти.