Сон Татьяны (анализ эпизода из 5 главы «Евгения Онегина»)

Одним из любимых композиционных приемов Пушкина является сон героя, введенный в повествование. В «Евгении Онегине» сновидение Татьяны

Одним из любимых композиционных приемов Пушкина является сон героя, введенный в повествование. В «Евгении Онегине» сновидение Татьяны выполняет несколько ключевых функций: дает представление об исполненном народного духа миросозерцании главной героини, предвосхищает дальнейшие события в романе, а также смещает сюжетный акцент произведения с отношений Евгения и Татьяны на ссору между Онегиным и Ленским. Татьяна воспитана на преданиях глубокой старины, поэтому не удивительно, что во сне после святочных гаданий ей мерещатся фольклорные мотивы: избушка, лес, большой медведь, чудовища. Ее грезы во многом символичны и говорят о скрытых желаниях главной героини. Например, Евгений во сне прогоняет чудовищ и остается с девушкой наедине. Это значит, что Татьяна мечтает о том, что Онегин спасет ее от пошлости окружающего мира и заберет с собой. Кроме того, сновидение героини во многом является «вещим». Она видит медведя, который, согласно русским сонникам, предвещает скорое замужество. Сон Лариной имеет собственную композицию. Этот отрывок условно можно разделить на две части: бегство героини от медведя по зимнему лесу и ее пребывание в избушке. Каждая из строф этого эпизода построена по одному сценарию: «тема – развитие – кульминация – афористичная концовка». В описании сновидения Татьяны Пушкин использует все богатство русского языка. Здесь встречаются эмоциональные эпитеты «гибельный мосток», «нестерпимый крик», «боязливый крик»; элементы разговорного, бытового стиля: «мордой», «кряхтя»; славянизмы: «младая»; «высокую», книжную лексику: «очи», «меж деревьев», «светил ночных» и так далее. Отрывок «сон Татьяны» в романе несет в себе важный символический смысл, позволяющий глубже раскрыть творческий замысел автора.